Из кого же состояла команда Христа? Возможно, это были особые совершенные люди с врожденными идеальными и сверхъестественными качествами? Отнюдь нет. Это были совершенно обычные люди, которых многие из нас, может быть, и не захотели бы видеть в своей команде. Но Иисус Христос увидел в них гораздо больше, чем смогли бы увидеть мы с вами. Он увидел в них тех, кто сможет продолжить начатое Им дело, порученное Ему Отцом Небесным. Глядя на этих ничем не примечательных людей, Иисус видел в них будущих великих апостолов, имена которых будут известны всем последующим поколениям.
"В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зи-лотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем", Луки 6:12-16. В разнообразии характеров учеников Иисуса мы видим многообразие Самого Бога. Давайте же познакомимся с некоторыми из этих людей поближе, исследуем положительные и отрицательные стороны их характеров.
Петр. Это имя означает "камень, скала". Петр был самым неординарным из учеников Христа. До знакомства с Иисусом его звали Симон, то есть "тростник колеблющийся".
"Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: "Христос". И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: "камень" (Петр)", Иоанна 1:40-42.
Как известно, имя определяет характер человека, его судьбу. Вот почему Иисус Христос дал совершенное другое имя тому, кого весь мир знает сегодня как великого апостола Петра, одного из лучших учеников Христа.
На самом деле Симон был обычным человеком. Более того, его характер отличался эмоциональной нестабильностью. Это был колеблющийся и неуравновешенный человек, вспыльчивый и боязливый. Сегодня его, скорее всего, назвали бы выскочкой. Вдобавок на него невозможно было положиться. Этот человек мог пообещать, но не выполнить обещанного. Как видно из Библии, Петру всегда хотелось показать перед другими людьми, что он является самым важным из учеников Учителя.
Петр был очень импульсивным человеком. Он единственный пошел к Иисусу по воде, но тут же засомневался и стал тонуть. С одной стороны, это говорит о его вере и лидерских качествах, с другой стороны, свидетельствует о постоянных сомнениях и колебаниях веры. Защищая Христа в Гефсиманском саду, Петр отрубил ухо рабу первосвященника, а затем легко трижды отрекся от Того, Кого так рьяно защищал. Петр просто испугался преследования со стороны иудеев, поэтому и сказал, что вообще не знает Христа.
Ну и как вам такой ученик? Хотели бы вы иметь этого человека в своей команде?
Однако Иисус хорошо знал один из принципов создания команды: важно не то, какие люди приходят в вашу команду, а то, в кого вы способны превратить их. Иисус сделал из колеблющегося тростника несокрушимый камень. Петр впоследствии действительно стал самым сильным из всех учеников Христа.
Иисус изменил внутреннюю суть этого человека. Петр преобразился. Его вера окрепла и стала сильной, а характер стал подобным характеру Христа. Его любовь к Учителю проявилась не только на словах. Он доказал на деле свою любовь тысячами спасенных человеческих душ.
Господь знал, что Петр имел мягкое, любящее сердце. Отрекшись от Христа, он тут же осознал свой недостойный поступок, из-за которого крайне огорчился и искренне раскаялся: "И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько", Матфея 26:75.
Петр мог сокрушиться перед Богом, мог плакать перед Ним, сознавая свое несовершенство. Он действительно имел любящее сердце, поэтому именно Петру Иисус задал трижды один и тот же вопрос, трижды получив на него утвердительный ответ: "Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: "любишь ли Меня?" и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих...", Иоанна 21:15-17.
Очевидно, Петр говорил это очень искренне, и потому Иисус не сомневался в Своем ученике, хотя и знал, что еще многое ему придется преодолеть, чтобы стать истинным камнем, на котором Христос пообещал построить Церковь. Такую Церковь, которую не смогут одолеть даже врата ада.
Из всего сказанного о Петре можно сделать вывод о том, что эмоции, которые проявляет человек, вовсе не говорят о состоянии его сердца.
Многие пасторы не любят эмоциональных и активных людей в своих церквах. Они сразу стараются их обрезать, поставить на место, как-то укротить. Такие церковные лидеры просто не понимают Бога и не знают Его принципов отбора людей и работы с ними.
Обратите внимание на тот факт, что Иисус назвал Симона Петром, то есть камнем, уже тогда, когда по своим качествам этот человек фактически был еще Симоном, то есть колеблющимся, как тростник. Христос назвал его тем, кем Он хотел его видеть. Он утвердил это имя в духовном мире, и оно стало реальностью в жизни Петра.
Желая иметь команду, подобную Христовой, мы тоже должны называть несуществующие как существующее, чтобы затем увидеть его в реальной действительности.
Андрей полностью отличается от Петра, несмотря на то, что они были братьями. Это только подчеркивает тот факт, что люди, живущие в одной семье, могут быть совершенно разными.
"На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: "учитель", - где живешь? Говорит им: пойдите, и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра", Иоанна 1:35-40.
Андрей был человеком поиска. Он тянулся к знаниям. В отличие от своего брата, Андрей был учеником Иоанна. Бог видел его сердце и потому привлек его к Себе. Андрей был человеком глубокого мышления, он не был поверхностным. Именно поэтому он понял, где истина, и последовал за Христом. Он всегда жаждал большего, он хотел духовно возрастать и потому сердцем тут же ответил на Божий призыв.
Андрей - рассудительный и спокойный человек, в отличие от своего вспыльчивого брата. Он очень коммуникабельный, поэтому сразу легко и просто входит в контакт с Иисусом Христом: "Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: "учитель", - где живешь? Говорит им: пойдите, и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра", Иоанна 1:38-40.
Андрея можно представить как человека зрелого возраста. Это рассудительный, спокойный, авторитетный человек, каждое слово которого веско и взвешенно. Андрей имел качества евангелиста. Его сердце горело желанием помочь людям. Именно он однажды помог Христу сделать невозможное возможным, когда нужно было накормить пять тысяч человек. Там, где все ученики видели только отсутствие необходимой пищи, он предложил то, что могло изменить ситуацию, казавшуюся безвыходной.
В отличие от других учеников Христа, Андрей не отчаялся, а искал варианты решения возникшей проблемы: "Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?" Иоанна 6:8- 9.
Несомненно, между Петром и Андреем существовала огромная разница в чертах характера. Однако не Андрей, а именно Петр стал величайшим апостолом, истинным последователем и продолжателем дела Христа.
Иаков и Иоанн Зеведеевы. Когда Бог избирает для спасения кого-то из рода, то спасается вся семья. Весь род приобретает благоволение в глазах Божьих. Так было и с братьями Зеведеевыми: "Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним", Матфея 4:21-22.
Братья Зеведеевы были рыбаками, но по зову Бога они оставили своей промысел, чтобы последовать за Христом. Эти люди, подобно другим ученикам Христа, имели множество недостатков. Но Господь знал их лучшие стороны и развивал их.
Иисус назвал Иакова и Иоанна "сыны Громовы", и это говорит нам о том, что они были энергичными, дерзновенными, ревностными и горячими: "И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр; Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны Громовы", Марка 3:14-17.
Братья были бескомпромиссными, взрывными и амбициозными. Казалось, ревность по Божьему делу толкает их на совершение совсем необдуманных поступков. Но рядом с ними был мудрый Учитель, Который знал, как изменить их внутренние качества в соответствии с Божьими стан-дартами. У Христа всегда хватало терпения настойчиво учить тех, кто входил в Его команду.
"Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим, и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение", Луки 9:51-56.
Большинство пасторов не любят людей, подобных Иакову и Иоанну Зеведеевым, считая их выскочками, то есть людьми, которым недостает скромности. Но именно этих людей приблизил к Себе Иисус Христос. Из двенадцати учеников Христа братья Иаков и Иоанн были одними из самых близких Его учеников, о чем можно судить из того факта, что вместе с Петром они были взяты Господом на гору Преображения. Они были удостоены чести видеть великих мужей Божьих, Моисея и Илию.
Об этом нам свидетельствует Библия: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие", Матфея 17:1-3.
Однако оказанная Иисусом честь, очевидно, стала поводом для того, чтобы братья слишком много возомнили о себе. Они, наверное, возгордились, так как стали требовать себе соответствующих почестей и в вечной жизни, о которой так много их учил Христос: "[Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем..." Марка 10:35-39.
Понравилась ли бы вам такая самоуверенность и такое высокомерие в членах вашей команды? Думаю, Иисус тоже был не в восторге от этих качеств, но Он знал, что на земле нет совершенных людей.
Вместе с тем он знал сердца Иакова и Иоанна. Он видел, насколько серьезны эти люди и глубокомысленны, насколько ответственны и трудолюбивы, верны и преданны. Вот что привлекало в них Христа, и потому Он посвящал много времени общению с ними, вкладывая Себя в этих людей.
Мало того, несмотря на все свои недостатки, один из братьев, Иоанн, был любимым учеником Иисуса Христа! Очевидно, Иоанн имел любвеобильное сердце, и потому именно он получил откровение о любви. Впоследствии он стал апостолом любви. Он понял, что нельзя любить Бога, не испытывая любви к людям. Вот что говорил великий апостол: "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна..." 1Иоанна 2:9-10.
Зная о любящем сердце Иоанна, именно ему Иисус Христос поручил заботиться о Своей Матери: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе", Иоанна 19:26-27.
Христос знал, как много братья Зеведеевы сделают в дальнейшем для распространения Его Царства на этой земле, и потому Он сеял Себя в этих людей. Господь не ошибся в людях, которых Он избрал для продолжения Своего дела. Через великих апостолов Иакова и Иоанна Господь и сегодня говорит нам со страниц Библии.
Неоценимое наследие оставили после себя два простых рыбака, которые, не имея богатства земного, много столетий подряд обогащают весь человеческий род. Еще один из учеников Христа - Филипп:
"Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея", Луки 6:13- 14;
"На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри", Иоанна 1:43-46.
Филипп с первого дня своего призвания проявил себя как евангелист. Только познакомившись с Христом, он сразу стал рассказывать о Нем другим людям. Он убеждал людей в том, что Христос - это Мессия, о Котором шла речь в Писании. Филипп имел силу убеждения. Он был очень активным последователем Христа, ревностным и горячим.
Вместе с тем он был реалистичным, расчетливым и прагматичным человеком: "Иисус, возвел очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу", Иоанна 6:5-7.
Филипп был человеком инициативным, способным решать разные вопросы. Как сказали бы наши современники, он был пробивным человеком. Именно он помогает еллинам, которые пришли на поклонение в Иерусалим, встретиться с Иисусом Христом: "Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хо-чется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит [о том] Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают [о том] Иисусу", Иоанна 12:20-22.
Однако слишком реалистичные взгляды Филиппа на жизнь порой мешают его духовному зрению: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца"? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам", Иоанна 14:6-11.
Долго пришлось Иисусу Христу объяснять Филиппу то, что давно было понятно другим Его ученикам. Все дело в том, что материалистическое восприятие жизни вызывает Духовную близорукость. К сожалению, это было присуще Филиппу, который был не в состоянии видеть далеко в духовном мире. Как видим, и этого ученика нельзя считать образцовым членом команды Христа.
Отдельно хочется сказать о том ученике, который предал своего Учителя. Как вы догадались, речь пойдет об Иуде Искариоте. Этот человек занимает особое место в ряду последователей Христа. Его качества известны многим. Иуда был сребролюбивым человеком, для которого блеск денег затмил благодарность, верность, послушание, уважение и порядочность по отношению к своему Учителю.: "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его", Матфея 26:14-16.
Иуда Искариот предал Иисуса Христа. Предатель. Но изумление вызывает не столько поведение Иуды, как поведение Христа, Который прекрасно знал, чем и как именно закончится Его земное служение. Иисус знал, что Иуда предаст Его. Однако это не могло изменить отношения Господа к тому, кто готов был предать его всего за тридцать сребренников. До последней минуты не меняется отношение Учителя к Своему ученику. Как и остальным ученикам, Христос смиренно омывает ему ноги, ест с ним за одним столом и называет его Своим другом. Все суды Он отдает Отцу...
Способны ли вы на такое отношение? Можете ли вы любить людей настолько сильно и преданно? Нам есть чему учиться у Великого Лидера, вся жизнь Которого является достойным примером самоотверженного служения людям, независимо от того, как они относятся к Нему.
Остальные ученики мало чем отличались от тех, чьи качества мы исследовали выше.
Неоценимое наследие оставили после себя люди простых профессий, которые, не имея богатства земного, много столетий подряд обогащают весь человеческий род.
Из книги "Команда мечты", автор Сандей Аделаджа
Сандей Аделаджа
Посольство Божье
К н и г а
в Вашу библиотеку