"Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение", Иов 32:8

Слово "разумение" в словаре

Мнение, понимание, точка зрения;способность понимать. Разуметь: способность понимать.

В древне-еврейском, мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" определяется прежде всего отношением человека к Богу.

Познание человеком созданного Богом мира

Бог даровал людям естественную способность познавать. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца", Екклесиаст 3:11.

Способность разуметь земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Екклесиаст 1:13 сказано: "...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам чело-веческим, чтобы они упражнялись в нем", а в стихе 18 говорится: "...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Истинным предметом познания являются дела Божьи и Его воля: "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном", Колоссянам 1:9, а также тайны Его Царства - "Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, Матфея 13:11".

Естественные способности человека несовершенны: "Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем", 1Коринфянам 13:9. Даже видимый сотворенный. Богом мир человек до конца познать не может (Иов, глава 38), но в еще большей степени это относится к познанию Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь "части путей Его"" лишь то немногое, что мы слышим о Нем, "а не гром могущества Его", Иов 26:14.

Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. "Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него", 1Коринфянам 8:1.

Опасность познания, понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с которым пришлось бороться ранней Церкви. В конечном итоге гностики прославились тем, что познали "глубины сатанинские", Откровение 2:24. Говоря об их заблуждении, апостол. Павел подчеркивает, что совершенное познание возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу: "О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает", 1Коринфянам 14:20.

Глагол "познавать" употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке:

Бытие 4:1 "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа";

"И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь", 1Царств 1:19;

3Царств 1:4 "Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее".


Познание человеком Бога

Познание Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, которому Бог открыл Себя.

"Бог не был бы Создателем, если бы возможность познавать Его исходила бы не от Него Самого", О.Вебер

Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества. В Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога, "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас", Исаия 59:2.

Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеческим родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. "Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных", Матфея 5:45, и "Сын Человеческий держит все словом силы Своей", Евреям 1:3. Так происходит и поныне.

Библии известно естественное познание Бога, источниками которого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеческая совесть: 

а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать "вечную силу Его и Божество", Римлянам 1:19. Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение;

б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языческими. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом);

в) внешнее свидетельство (факт сотворения мира и история), дополняется внутренними свидетельством – человеческой совестью. Это свидетельство не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла: Римлянам 2:14 "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон".

Естественное познание Бога может быть неясным и неосознанным: Деяния 17:23 "Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам", оно касается лишь богооставленности человека - Римлянам 1:20 "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны", а не пути к спасению, лишь Закона: Римлянам 2:15 "Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую", а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение.


Познание Бога через откровение

а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в Ветхом Завете: "ведом в Иудее Бог", Псалом 75:2. В Библии в познаниями Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, - как Господь, т.е. творец истории Своего народа;

б) Новый Завет говорит нам об окончательном  и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа: Евреям 1:1: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках", через Которого люди отныне могут прийти к познанию Бога, основанному на прощении грехов - Иеремия 31:34 "И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более".

Иисус говорил: "Видевший Меня видел Отца", Иоанна 14:9. Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к познанию Бога.

Познание Христа – это познание Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы - "потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа", 2Коринфянам 4:6.

Послание Христа даруется Самим Богом, "Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах", Матфея 16:17, оно сообщается через Писание: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне", Иоанна 5:39, -  и проповедь: 2Коринфянам 4:4,6 "для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого; потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа"; через воздействие Св. Духа - "чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его", Ефесянам 1:17.

Познание Христа, которое одновременно, является и общением с Ним, ведет к превращению "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова", Ефесянам 4:13.

В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения, "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения", Колоссянам 2:3.

Познание Бога Отца и Христа дарует благодать и мир: "благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего", 2Петра 1:2, а также жизнь вечную: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа", Иоанна 17:3.

Поэтому апостол Павел говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего", Филиппийцам 3:8.

Если познание Бога означает жизнь вечную - Иоанна 17:3 "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа", - то оно должно быть действенным познанием, т.е. познание не только Его существа, но и Его воли:

Иеремия 22:16 "Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь";

Деяния 22:14 "Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его";

1Коринфянам 14:37 "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни".

Это, с одной стороны, ведет человека к познанию самого себя и осознанию своей греховности: Иова 42:2-6 "знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле", - для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю в Римлянам 3:20 "потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех".

С другой стороны - к деятельному послушанию, из-за которого опять же вырастает новое познание: Колоссянам 1:9-11 "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью".

Напротив, злые дела и грехи, свидетельствуют об отсутствии истинного познания Бога, Титу 1:16 "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу".

Никакая ученость книжников не гарантирует им познание Бога, у иных она может даже отнимать "ключ разумения", Луки 11:52. Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа: "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом", 1Коринфянам 12:8.

Разум - ум; познание; разумение.
Разуметь телом - почувствовать.


Что может совершить разум

1. Волевая деятельность

-рассудить:
"Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением", 2Коринфянам 2:1;

-принимать решения:
"Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем. Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида", 1Паралипоменон 12:38;

- планировать:
"Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою", 2Царств 7:1-3;

-руководить:
"Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей", Екклесиаст 2:3;

-петь и молиться:
"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием", 1Коринфянам 14:15;

-колебаться:
"Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих", Иакова 1:8;

-меняться:
"Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него", 4Царств 24:1;

-замышлять зло:
"против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою; Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз", Псалом 82:4,6.

2. Интеллектуальная деятельность

- быть открытым:
"так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми", Луки 24:25;

- искать знаний:
"Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце", 3Царств 10:1-2;

- понимать:
"Потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение", Даниил 5:12;

- быть ослепленным:
"Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом", 2Коринфянам 3:14;

"для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого", 2Коринфянам 4:4;

- быть закрытым:
"Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели", Исаия 44:18.

3. Эмоциональная деятельность

- быть смущенным:
"Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел", Луки 24:38.

4. Может быть потеряно:

"куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, [многочисленнее] и выше нас, города там большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там", Второзаконие 32:28.


Разум верующего

1. Бог и наш разум

- Бог испытывает его:
"Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое", Псалом 25:2;

"Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое", Иеремия 11:20.

- Бог вкладывает закон в него:
"не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь", Иеремия 31:33;

"Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом", Евреям 8:10.

- Дух смиряет его:
"Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы", Римлянам 8:5.

- мы имеем ум Христов:
"Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов", 1Коринфянам 2:16.

2. Наши обязанности касательно разума

- он должен быть обновлен:
"которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях", Римлянам 12:2;

"…а обновиться духом ума вашего", Ефесянам 4:23;

- мы должны помышлять о горнем:
"о горнем помышляйте, а не о земном…", Колоссянам 3:2;

- мы должны готовить его к служению Богу:
"Посему, [возлюбленные], препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа", 1Петра 1:13;

- мы должны любить Бога всем нашим разумением:
"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим", Матфея 22:37;

"и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь", Марка 12:30;

"Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя", Луки 10:27.

- мы все должны быть соединены в мыслях как христиане: 
"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее", Деяния 4:3;

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях", 1Коринфянам 1:10;

"Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами", 2Коринфянам 13:11.

Система лидерства, преобразующая духовные принципы для служения людям через познание непреходящих ценностей Царства Божьего:

Ведение
Слава Божья
Призвание
Совет
Семья
Разумение
Любовь
Премудрость
Благодарение
Крепость
Страх Господень.

Сандей Аделаджа
Посольство Божье

К    н    и     г    а
в Вашу библиотеку
Просмотров 6700