(Или взгляд из-под крышки?)
У меня была одна причина поехать на ритрит и пять причин не ехать. Общий смысл всех этих причин – "лев на площадях"!
Мне рассказывали, насколько это интенсивное обучение, я слышала много отзывов, и ни одно меня не убедило – одни эмоции и громкие фразы. А я слышала: плотный график, высокий ритм обучения, и думала: как в моем возрасте можно выдержать еще более высокий ритм жизни, чем у меня? Говорили: за один день делаешь столько, сколько не успеешь за месяц, и я тихонько боялась: не смогу, не успею, не потяну. Я читала анкету участника ритрита и знала: они обо мне слишком хорошо думают, а я совсем не такая, ой, далеко не такая! Я уже собирала дорожную сумку, чтобы ехать, но мысленно готовилась достойно принять поражение, я его ожидала. И даже, не успевая после работы приехать в Ирпень вовремя, думала: не пустят, потому что опоздала, ну, выгонят – так выгонят, я не виновата… Но так бывает – когда тебе очень нужно что-то пройти, Бог обязательно даст тебе эту возможность. И Он мне дал одну причину поехать.
Я смирилась, приготовившись сделать все, что в моих силах. Мне самой захотелось проверить себя и свои возможности. Знаю, когда начинает все получаться: когда ты говоришь себе – я этого не могу, это нереально – и всё-таки начинаешь делать! Когда что-то не понятно, но ты спрашиваешь (спрашивать не стыдно!) и пробуешь применить. Очень часто ты отвечаешь невпопад, но слушаешь других, думаешь: какие они умные, собрали тут вундеркиндов, а я-то как здесь оказалась? и опять тянешь руку ответить. Ты не чувствуешь отвержения – нет страха, есть Отцовская любовь, она нежно и сильно двигает тебя, мозги начинают работать, выполняя задание, которое ты им никогда не смела поручить, и ты удивляешься своим способностям.
Позже, рассказывая подруге о том, что было на ритрите, я услышала от неё пять причин, по которым она отказывается участвовать в подобном мероприятии: – отсутствие способностей, времени, наличие семьи, работы, возраста. И я удивилась, как мы одинаково думаем, как мы боимся того льва, и вспомнила, кто говорит "лев на площадях" – ленивец! Ничего себе? Значит, нами управляет не страх, а лень. Просто и страшно.
Один раз я поняла, что мы начинаем умирать, когда ставим сами себе первое ограничение, говорим: мне уже поздно. В тот раз моя дочь кричала в отчаянии: "мне уже двадцать три, а я еще ничего не сделала! Я бы могла сделать то, пойти туда, учиться там…но уже поздно". А мне-то со стороны казалось, что она много делает, неужели хочет остановиться? И я ответила: "а мне, Катенька, уже сорок семь и у меня еще есть время сделать хоть что-нибудь для Бога".
После этого я стала замечать, что люди сами себе начинают копать могилку, прекращая учиться, читать, стремиться к чему-то. Говорят: "Я не способен это постичь". Копают глубже: "Мне в моем возрасте поздно меняться" и копают шире, устраиваются поудобнее, покупают импортный полутораспальный гроб со встроенным домашним кинотеатром. Пытаются начать новое дело – с первого раза не получается, и этот раз оказывается последним. Потом говорят: мне уже столько лет, а у меня еще крыши нет над головой и заказывают двускатную крышечку на гробик! Так и живут, глядя на мир из-под крышки…. Да я и сама так жила, пока не решила идти за Богом. Пока не поняла: не за человеком иду, а за тем, что говорит через человека Бог. И эта одна причина оказалась решающей.
Еще одно моё наблюдение: ритрит не заканчивается через три дня, ты будешь продолжать отвечать себе на вопросы каждый день. Если захочешь.
Наталья Попова