The American Spectator: Украинская революция, какой мы ее не знали
Корреспондент.net, 1 марта 2005, 21:29

"Во многом здесь речь идет о будущем христианства в этом регионе мира", - заявил в интервью Mission Network News Пол Марти, президент неправительственной организации со штаб-квартирой в Пенсильвании под названием HOPE International", - пишет Дэвид Айкман, The American Spectator, США.

"Если на выборах победит пророссийский кандидат, - пояснил Марти (он постоянно живет в Украине), - то и политика страны во многом изменится. Кроме того, он публично заявлял, что единственная церковь, которую он намерен признать - это Русская православная церковь, и никаких других он не потерпит".

Одним словом, если Марти прав, сотни тысяч украинцев, вышедшие на улицы после первого подтасованного голосования во втором туре президентской гонки между двумя Викторами - пророссийским премьером Виктором Януковичем и прозападным экс-премьером Виктором Ющенко - были не просто возмущены мошенничеством на выборах. Ими двигало отчаянье, вызванное перспективой подавления свободы вероисповедания в стране.

Вы бы уж точно об этом не узнали, если бы просмотрели подборки репортажей американских СМИ с Украины в последние недели 2004 г. Не только престижные газеты и информационные журналы, но и кабельные телеканалы поразил своего рода дальтонизм - и это несмотря на весьма необычный характер украинской "оранжевой революции". Тем не менее, события в этой стране представляли собой не только борьбу прозападных демократических сил с коррумпированным и репрессивным режимом наследников советского самовластья. Во многом это было стихийное восстание появившихся в Украине в последние годы евангелических протестантских организаций, опасавшихся, что одним из первых шагов Януковича станет подавление всех неправославных христианских конфессий, подобно тому, как это происходит в России.

Появление евангелических организаций в Украине стало прямым следствием распада СССР в 1991 г. Протестантские миссионеры сотнями и тысячами потянулись в Россию, Беларусь и в Украину; немалую их часть составляли дилетанты-провинциалы из США, практически не знакомые с культурой народов, которые они намеревались приобщить к евангелической церкви. В России и Беларуси власти вскоре пошли на жесткие ответные меры: в обеих странах были приняты законы, предоставлявшие православной церкви фактическую монополию на религиозную деятельность.

В России эти репрессии продолжаются и по сей день: так, в городке Чехов власти даже запретили демонстрацию фильма "Иисус" ("Jesus"), снятого по заказу евангелистской организации "Campus Crusade for Christ" - он был переведен на 500 языков, и по всему миру его посмотрели миллионы человек. Однако украинское государство, при всех его недостатках - повсеместной коррупции и авторитарных замашках президента Леонида Кучмы - не особенно беспокоила миссионерская деятельность протестантов-евангелистов "на местах". В результате, на момент первого тура украинских выборов, состоявшегося прошлой осенью, в стране насчитывалось 13000 протестантских приходов или организованных общин - для сравнения, православных было 12000.

Тот факт, что власти "отпустили вожжи" в этом узком, хотя и важном вопросе - с чем и обещал покончить Виктор Янукович в случае избрания - обернулся весьма серьезными последствиями, когда движение "оранжевых", возглавляемое его оппонентом, столкнулось с массированной подтасовкой выборов со стороны команды Януковича.

Сам Ющенко вовсе не был "чужаком" в украинской политической элите. Бухгалтер по образованию, и, кстати, уроженец Восточной Украины, где Янукович получил наибольшую поддержку, Ющенко приобрел известность, будучи председателем Ценробанка страны - проводимая им политика позволила обуздать инфляцию и способствовала экономическому росту.

В 1998 г. Кучма назначил его премьер-министром, и на этом посту он вел себя как лояльный сторонник президента. Однако в 2001 г. падение рейтингов Кучмы - особенно на фоне стабильной популярности Ющенко - привели к увольнению последнего с поста премьера. После этого Ющенко счел себя вправе возглавить демократический оппозиционный блок "Наша Украина", получивший на парламентских выборах 2002 г. немало мест в Верховной Раде.

Соперничество между Ющенко и Януковичем во многом напоминало классическую борьбу за власть между ставленниками России и Запада. Однако Ющенко не сделал ни одного публичного заявления, которое бы подтверждало этот стереотип, неизменно проявляя осмотрительность в своих высказываниях о России - соседней державе, несколько веков властвовавшей над Украиной. Ющенко, конечно, выражал стремление в конечном итоге привести страну в ЕС и НАТО, но воздерживался от демагогических апелляций к украинскому национализму.

Подобные высказывания могли бы способствовать росту его популярности у избирателей на Западной Украине, жителям которой всегда нравилась идея о принадлежности их страны к Европе, но они бы несомненно восстановили против него восточные регионы - там и так уже поговаривали об отделении в случае победы Ющенко.

Главным пунктом его программы стало общее изменение атмосферы в стране с точки зрения государственного управления и бизнеса. При Кучме в привилегированном положении оказывались структуры и компании, принадлежавшие олигархам и мафиозным группировкам.

"В Украине невозможно заниматься бизнесом, если ты не связан с мафией", - рассказывал Виктор Шевчук, директор киевского Библейского колледжа - многие из его учеников принимали активное участие в двенадцатидневных демонстрациях в период между голосованием 21 ноября и отменой его результатов Верховным судом Украины.

О том, к чему приводит сращивание государства с мафией, не понаслышке знает жена оппозиционного кандидата - уроженка Чикаго Катерина Чумаченко-Ющенко, вышедшая замуж за Виктора в 1998 г. "Кое-кто активно наживается на существующей системе, - заявила она в интервью "ABC News", - Они нисколько не хотят, чтобы система изменилась, чтобы экономика приобрела свободный, рыночный характер, чтобы ее плодами пользовалось все население, а не кучка людей наверху".

Катерина - не просто чикагская девчонка. Она получила степень магистра по менеджменту в Чикагском университете, в 1980х гг. работала в Бюро по правам человека Госдепартамента США, а затем, когда к власти пришла администрация Буша-старшего, получила "политическое" назначение на должность в Министерстве финансов. Вскоре после распада СССР в 1991 г., американская компания KPMG, специализирующаяся по международному аудиту, направила ее в Киев для обучения молодых украинских экономистов-"западников" и ознакомления делового сообщества страны с западным опытом работы в условиях рыночной экономики. С будущим мужем она познакомилась в 1993 г., в ходе поездки делегации украинских банкиров в США.

Помимо прочего, эту супружескую пару объединяет истовая христианская вера - оба они воспитывались в традициях Украинской православной церкви: Катерина - в Чикаго, а Ющенко - в Сумах на северо-востоке Украины. "Мы твердо верим в Бога, - рассказывает Катерина, - и мы твердо верим, что Бог определил наше место в этом мире, и что он отвел нам именно это место не без причины".

Открытая религиозность Ющенко - явление нечастое для политических деятелей в православном мире - судя по всему, убедила приверженцев других христианских конфессий в том, что он искренне привержен курсу экономических реформ и выступает за подлинную свободу в области культуры и вероисповедания. Однако лишь массовая фальсификация бюллетеней и запугивание в ходе второго раунда выборов 21 ноября заставила тысячи людей выйти на улицы Киева. На некоторых избирательных участках сторонники Януковича - в основном русскоязычные жители Донецкой области на востоке Украины - заливали в урны для голосования кислоту. На других громилы в спортивных костюмах избивали сотрудников избирательных комиссий или пачками предъявляли поддельные открепительные талоны, которые местные циники окрестили "мертвыми душами".

Эти вопиющие факты наложились на распространенные в обществе подозрения - позднее подтвержденные австрийскими врачами - что Виктор Ющенко стал жертвой жестокой попытки отравления, вероятно, со стороны политических противников, с использованием диоксина - компонента ядовитого вещества "Agent Orange", использовавшегося американцами во время вьетнамской войны (такая вот горькая ирония судьбы). Неизвестно, были ли замешаны в этом покушении российские спецслужбы, однако грубые попытки президента Владимира Путина повлиять на исход выборов - он дважды посетил Украину и появлялся на публике вместе с Виктором Януковичем, а позднее заявил, что Ющенко победит только "через мой труп" - в конечном итоге сыграли на руку скорее Ющенко, чем Януковичу.

Россия намеревалась создать "единое экономическое пространство" с участием Украины, Беларуси и Казахстана - воплощение этой концепции в жизнь, вероятно, во многом зависело бы от сотрудничества между олигархами, имеющими тесные связи с правящими режимами этих стран. Если бы в Украине в бизнесе утвердились западные принципы прозрачности и подотчетности, она вряд ли бы вписалась в подобную структуру.

Тем не менее, никто не мог гарантировать, что демонстрации в поддержку Ющенко в течение 12 дней между вторым туром 21 ноября и решением Верховного суда об отмене результатов голосования, не выльются в открытое насилие. Именно эту опасность помогло предотвратить наличие в Киеве множества протестантских церквей. Церкви предоставили пикетчикам палатки, раздавали им теплую одежду, кормили, и в целом помогли создать атмосферу, напоминавшую, как сказал одному пастору сотрудник службы безопасности, молитвенное собрание, а не политическую демонстрацию.

В некоторых церквах все дни противостояния шли круглосуточные молебны. Для самих демонстрантов дважды в день проводились богослужения - по два часа утром и по часу вечером; монахини в оранжевых шарфах, семинаристы и священники напоминали им о христианском долге.

Особого упоминания заслуживает следующий факт: несмотря на религиозный раскол Украины (на Западе преобладает Греко-католическая церковь, а на Востоке - православная), и глава Украинской православной церкви патриарх Филарет, и кардинал Любомир Хузар, возглавляющий украинских греко-католиков, появлялись среди сторонников Ющенко. Только одна православная организация - промосковский Союз православных граждан Украины - объявил "предателями" всех, кто не проголосует за Януковича.

Подавляющее большинство украинцев-католиков поддержало Ющенко. Кардинал Гузар направил Ющенко поздравительное послание сразу же после того, как Верховный суд утвердил его избрание президентом. Украинцы-католики, живущие в США, устроили в Чикаго и Нью-Йорке, перед штаб-квартирой ООН, демонстрации в поддержку Ющенко. Демонстраций сторонников Януковича отмечено не было. Прошлом летом члены партии "Наша Украина", которую возглавляет Ющенко, собрали подписи 150 депутатов парламента под письмом к Папе с просьбой признать за Украинской греко-католической церковью статус патриархата. Украинские католики, подвергавшиеся жестоким гонениям в годы советской власти, хорошо понимали, что православный Ющенко выступает за свободу вероисповедания для всех христиан.

Одной из самых примечательных черт "оранжевой революции" стало активное участие в этих событиях членов возможно самого многочисленного прихода в Европе - киевской церкви "Посольство Благословенного царства божьего для всех народов", имеющей 26000 сторонников. Эту общину пятидесятников возглавляет тридцатисемилетний нигериец Сандей Аделаджа (Sunday Adelajah), свободно владеющий украинским языком бывший студент журфака. В 1993 г. он "пришел к Господу", и начал миссионерскую деятельность среди многочисленных киевских алкоголиков и бомжей. Сегодня, как утверждают приверженцы Аделаджи, при его церкви насчитывается более 2000 "домашних групп". Организация создала более 200 "дочерних" церквей в Украине, а также более 100 миссионерских церквей по всему миру - от Египта и Израиля до России и США.

Приверженцы Аделаджи, наряду с прихожанами других евангелических церквей, раздавали еду, одежду, и даже предоставляли кров демонстрантам на киевском Майдане незалежности. В качестве зримого воплощения принципа "возлюби врага своего", они угощали прохладительными напитками и обеспечили ночлег сторонникам Януковича, прибывшим на автобусах в Киев с намерением разогнать демонстрацию в поддержку Ющенко. В разгар акций протеста Аделаджа заявил в интервью американскому журналу "Christianity Today": "На площади - сотни наших пасторов, прибывших со всех концов страны. Параллельно с политическими выступлениями других ораторов, мы постимся и молимся на небольшой площадке, которую нам отвели в уголке сцены на площади. Каждый день там находятся 400-500 пасторов: через микрофоны их молитвы разносятся по всей площади, чтобы каждый мог присоединиться к нам в молитве. Они молятся за Украину, постятся, и проповедуют христианскую альтернативу в качестве выхода для страны".

Видя, как благочестивы его юные сторонники, Ющенко был уверен - они победят. Он часто вспоминал о демократической революции в другой постсоветской республике - так называемой грузинской "революции роз" в ноябре 2003 г. Как и в Украине, акции протеста против подтасованных выборов в Грузии привели к свержению режима Эдуарда Шеварднадзе. Многие подозревают, что грубые попытки Путина поддержать Януковича во многом были обусловлены его опасениями, что украинская "эпидемия демократии" перекинется на Россию. В конце концов, между Украиной Кучмы и путинской Россией есть кое-какое сходство: авторитарная исполнительная власть, раболепный парламент и СМИ, и преобладание пособников режима в бизнесе.

Не все россияне сожалели о победе Ющенко в результате переголосования второго тура 26 декабря, проходившего под надзором 12500 международных наблюдателей (тогда он получил 52% голосов против 44% у Януковича). Андрей Илларионов, главный экономический советник Путина - один из немногих помощников президента, кто осмеливается говорить то, что думает. По его мнению, "оранжевая революция" по сути - благо для России. "Россия, - заявил он, - может стать современной демократической, эффективно развивающейся страной только в том случае, если она перестанет быть империей, империей формальной или империей неформальной. Поздравим . . . украинских избирателей за то, что они сделали, потому что в данном случае, конечно, они помогли себе, но и помогли очень существенно нам". Что ж, отлично.

Вспоминая на удивление мирные демонстрации в Киеве в конце прошлого года - кстати, в течение этих 12 дней количество мелких краж и потребление алкоголя в городе снизились - директор Библейского колледжа Шевчук замечает: "Это дело рук Божьих". Возможно. А уж если Владимир Путин прислушается к мнению своего экономического советника относительно украинских событий, то это будет действительно чудо.

Дэвид Айкман - автор книг "Иисус в Пекине" ("Jesus in Beijing") и "Верующий: духовные искания Джорджа У. Буша" "A Man of Faith: The Spiritual Journey of George W. Bush"

Источник: /korrespondent.net
Просмотров 3835