Самая большая на сегодняшний день евангельская церковь находится в Киеве. Во многом, это показывает тенденцию к расширению пределов христианства в мире, в частности, ее проявление в Украине. Церковь под названием "Благословенное Посольство Божье для всех народов" или "Посольство Божье", достигшая приблизительно 20 000 тысяч членов, была создана в 1994 году…"
"Посольство Божье" является новым примером религиозного общества, перерастающего в мировое и берущего свое начало в Украине». Эти слова были взяты из учебника по религиоведению в одном американском институте. На самом деле, когда Бог движется, мир не может не восхищаться теми чудесами, которые Он творит. Книга "Rebounding Identities" – Политическая деятельность личности в России и Украине; в восьмой главе – стр.259-269 – посвящена "Посольству Божьему", его истории. А также тому, как Бог возвысил его почетного прихожанина Леонида Черновецкого (действующего мера Киева).
Этот уникальный том, написанный по материалам серии семинаров, проводимых в институте Кеннан, был издан Домиником Арелем и Бером А.Рублем (Arel and Blair A. Ruble). Ниже изложены выдержки из книги, имеющие отношение к "Посольству Божьему".
Объясняя популярность евангельской церкви в Украине
Церковь для всех народов
Самая большая на сегодняшний день евангельская церковь находится в Киеве. Во многом, это показывает тенденцию к расширению пределов христианства в мире, в частности, ее проявление в Украине. Церковь под названием "Благословенное Посольство Божье для всех народов" или "Посольство Божье", достигшая приблизительно 20 000 тысяч членов, была создана в 1994 году. Она называет себя "церковью полного евангелия", которая основывается на пятидесятническо-харизматической традиции страстного поклонения. По состоянию на 2004 год "Посольство Божье" открыло 38 дочерних церквей. 18 из них находятся за рубежом, в том числе 4 – в США и 2 – в Германии. Как видно из деятельности церкви, взаимоотношения между верующими, насаждаемые в духовных учебных заведениях, разносторонние и тесные, особенно в тех регионах, которые исторически и политически были далеки от сотрудничества.
"Посольство Божье" было основано нигерийцем, который в 1989 году приехал в бывший Советский Союз (Беларусь) изучать журналистику. После развала Советского Союза, пастор Сандей Аделаджа основал в Беларуси церковь "Слова веры", но из-за проблем с местной властью в 1993 переехал в Киев, где начал группу по изучению Библии, в которую вошли семь человек. На следующий год он основал церковь "Слово веры", которая насчитывала 50 человек. Его целью было привести к покаянию 100 человек каждый месяц и сделать их членами церкви. Спустя год церковь уже насчитывала более 1000 человек. В 2002 с продолжением роста церкви меняется ее название, которое существует и по сей день. В 2004 году "Посольство Божье" покупает большой участок земли в пригороде Киева с целью построить Украинский Духовный Культурный Центр вместимостью 50000 человек.
Отличительной чертой церкви является не только ее невероятные масштабы, быстрый рост или лидерский состав церкви. Энергичное религиозное общество, образовавшееся в Украине, меняет исторически сложившиеся модели миссионерского движения, а также интегрирует Украину и ее граждан в мир другим, хотя и не менее приметным способом. Когда нигериец открыл в Украине церковь, посылающую украинских верующих в США, Германию и другие места для спасения грешников и насаждения церквей, сфера ее влияния вышла далеко за пределы одного региона. В некоторой степени, взаимосвязи и культурный поток идей, предметов, а также люди также важны в странах так называемого Третьего мира, Запада и регионов, которые не являются частью Западной Европой. "Посольство Божье" является новым примером религиозного общества, перерастающего в мировое и берущего свое начало в Украине. Используя эту особенную церковь как объектив, мне теперь понятно, почему так много украинцев выбирают евангельскую церковь на таком важном и сложном для страны историческом этапе.
Одним из более интересных аспектов этой церкви является двусторонний способ общения с народом. Слово "посольство" в названии церкви имеет очевидный политический и государственный смысл и подразумевает собой то, что все верующие являются послами от Бога. Символом "Посольства Божьего" является земной шар, в центре которого размещена Африка – родина основателя церкви. Земля имеет золотую корону и крест наверху. Под короной свет, выходящий из Украины и изливающийся на Европу и Ближний Восток. В том, что предлагает "Посольство Божье" не ничего нигерийского или африканского, хотя доктрина его лидера приближается к теологическому учению, которое хорошо развито здесь. Имеется в виду акцент на исцеляющей вере, участии в общественной жизни и евангелизации мусульман.
Лидер-иностранец, имеющий другой цвет кожи, говорит о том, что это объединение открыто для всех вновь пришедших и является пунктом остановки иностранных проповедников. Среди дочерних церквей "Посольства Божьего" - английская церковь, которой руководит его жена. Каждое воскресенье в арендованном в гостинице "Интурист" конференц-холе собирается приблизительно 200 человек – выходцы из Африки, иностранцы, проживающие в Киеве, а также украинцы, желающие улучшить свои языковые навыки.
Главным зданием церкви на сегодняшний день является спортивный манеж – единственное место, способное вместить то огромное количество людей, которое собирает пастор Сандей. Зал манежа переделан в церковь, в нем обустроена большая сцена с подиумом для проповедования. Когда начинает играть музыка, все прихожане выходят вперед и с развевающимися флагами в руках создают цветную и живую обстановку. Первым всегда выбирают украинский флаг. После него флаги России, США, Израиля, Германии и другие. Обычно в считанные минуты зал наполняется национальными флагами, которые несут горячие поклонники. Таким образом, исчезают все национальные различия и государственные границы: все празднуют так, будто подчинены высшей религиозной власти.
Учение о процветании
Самый известный член "Посольства Божьего" - депутат Верховной Рады Леонид Черновецкий. Он стал первым парламентарием, который оказал поддержку пастору Сандею, когда Государственный комитет по вопросам религии пытался его выдворить из страны. Другие парламентарии, в том числе бывший президент Украины Леонид Кравчук и бывший премьер-министр Евгений Звягильский, подписали петицию в Министерство внутренних дел, в которой высказались против попытки правительства отменить разрешение на проживание Аделаджи в Украине. Объясняет ситуацию и историю своего покаяния Л.Черновецкий:
"Мне было 46 лет, когда пришел в церковь "Слово веры". Сейчас мне 53. До этого я долго искал Бога, ходил в православную церковь, молился разным иконам при этом, представляя Бога, ставил свечи. Но, честно говоря, у меня не было ощущений, что я общался с Богом. Я хотел слышать слово от Бога, но никто в тех церквях мне ничего подобного не говорил…
Мое настоящее обращение к Богу было связано с политическими амбициями, когда в 1995 или 1996 году, точно уже не помню, в изнуряющей предвыборной кампании, я пытался стать депутатом Верховного Совета. Она не сработала, потому что согласно избирательному законодательству, мне нужно было набрать 51% голосов. Однако в Дарницком районе, в котором закрылся один из самых больших в Украине радиоэлектронный завод, никто не хотел голосовать. Дважды я пытался привести людей на выборы, но никто ни во что не верил. Они только говорили мне о колбасе и других житейских проблемах, их совсем не интересовала политика. Должен сказать, что я был далек от того, каким образом защитить людей. Поэтому через одного из моих бывших партнеров я встретил пастора Сандея, который в присутствии огромного количества людей молился за меня. Я осознавал, что мое присоединение к церкви зависело от большого количества людей, которые отдадут свои голоса за меня. Но, на самом деле, я не доверял церквям. И чудо! Около тысячи моих будущих избирателей молились за меня, и я увидел в их глазах огонь веры и счастье".
Совершив постыдный обмен "членство взамен на голоса", Черновецкий присоединился к другим политикам, которые долгое время считали религию своего рода политикой. Церкви создавали платформу для распространения политических идей, получившие поддержку со стороны духовенства, а также формировали группу поддержки. Однако Черновецкий стал одним из первых украинских политиков, который открыто заявил о своем сотрудничестве с нетрадиционной протестантской деноминацией.
Продолжая делать акцент на ценности покаяния и членства в церкви, Черновецкий описывает другие "потрясающие события", которые произошли в его жизни после того, как он пришел к Богу. Несмотря на атаки дьявола на свою семью, он заявляет о своей вере, которая дает силу, терпение и надежду, необходимую для преодоления трудностей. К "ужасным проблем" он относит слух о том, что его дети употребляли наркотики в то время пребывания в пансионате в Швейцарии.
Возможно больше всего, Черновецкий благодарен Богу за то, что Он "спасает его от морального падения". Как успешный политик, бизнесмен, совместно со своей женой владеющий одним из самых больших банков Украины, он является символом "здоровья и благополучия" Благой Вести и учении о процветании, которую отстаивает "Посольство Божье". Древние, более традиционные пятидесятнические церкви Украины придерживаются доктрины "святости", духовности и ухода из мира – и конечно же из политики. В результате те церкви в первую очередь нацелены на бедных и лишенных. Новообразовавшиеся, такие как "Посольство Божье" резко отличаются: такие церкви предпочитают ассимилироваться с обществом. Они изменяют значение благополучия и материальных благ. Они воспринимают благосостояние и успех личности как доказательство Божьих благословений как награду за ведение истинной христианской жизни. Эта доктрина акцентирует внимание на важности "морально контролируемого материализма" так как она обуславливает участие предпринимателей и политиков.
Черновецкий объясняет, каким образом покаяние способствует появлению нового чувства нравственности и каким образом это влияет на его политику и законы, которые он предлагает:
"Я думаю, что в основе существующего в Украине кризиса, положено разрушение духовного стержня нации, разрушение признаков нравственности и справедливости в обществе. Как политик и верующий я глубоко убежден, что выбор демократического правительства и выбор рыночной экономики непосредственно связаны с христианской идеологией, которая позволяет обычным людям жить комфортно, а политикам действовать в соответствии с моральными устоями. Не так давно я начал серьезно думать о создании новой политической партии Украины – Христианской либеральной партии, основанной на христианских ценностях, принципах экономического либерализма и западноевропейской демократии. Идеей и прагматической целью партии будет поддержка морально устойчивого населения, независимого ни от чего. А также вера, которую они практикуют… Я уверен, что Бог хочет, чтобы все люди были свободными и материально обеспеченными, но самая важная вещь это нравственность. Я буду строить по такой модели: Бог хочет видеть всех людей морально богатыми, а затем и материально обеспеченными".
Таким образом, инициативы Черновецкого совмещают религиозную основу нравственности, экономические цели и политические реформы – все во имя исполнения Божьего плана на Украину. Черновецкий является удивительной иллюстрацией потенциального урожая, который может принести теология. Отстаивая такую идеологически основанную доктрину, он четко сравнял благосостояние и моральную чистоту. Он нашел Бога, начал вести нравственный образ жизни истинного христианина, и с того момента получил полноту благословений. Он со своим подходом предлагает несколько советов и объяснений тем "добрым христианам", которые ведут моральный образ жизни и отвергают материальный комфорт и финансовую стабильность. Особенно, что касается Украины, он предлагает свои наставления относительно того, как верующему следует вести себя в коррупционном мире денег, где каждый, преследуя свои деловые интересы, нарушает интересы другого человека и закон в целом. Попытка заняться бизнесом в Украине во время правления Кучмы неизбежно было связано с ложью, обманом и другим поведением, несвойственно верующим. Доктрина о процветании гласит о том, что если верующий противостоит коррупции и обману и идет против существующих обстоятельств, соблюдая христианскую мораль и нравственность, он будет вознагражден.
Нравственность и материализм
Питер Бергер в своем известном труде "Священное убежище" заявил, что религия одновременно владеет властью "поддержания и потрясения мира". В этом последнем разделе я хочу обратить внимание на сложную "двойную функцию" религии в жизни отдельного человека, социальных групп и политики. Я верю, что эта двойная функция содержит ключ к увеличению влияния религии в социально-экономических группах в постсоветских странах, а также ключ к объяснению популярности доктрины евангельской церкви. Двоякое предназначение религии дает ей уникальные полномочия: она может быть на уровне индивида и общества, создавая уникальные настроения и мотивации, а также на уровне государства или мира, поскольку она включает в себя развитие политической экономики .
Черновецкий является живым осуществлением учения о процветании. Евангельским обществам знакома разрастающаяся бедность, лишения и социальная нестабильность. Возможно, они помогают верующим приспособиться к этим условиям, а не изменить их. Многие украинцы все еще пожинают плоды социальных и политических изменений, в результате которых многие потеряли свой социальный статус и профессию. Большинство, обращенных в евангельскую ветку христианства, нищие. Многие новообращенные, особенно в Латинской Америке и Африке, мигранты, которые одобряют активное вовлечение в жизнь общества, дающего опыт и моральные предписания поведения. Это лишь начало объяснения популярности разнообразия евангельской веры, у которой становится все больше приверженцев в Украине.
Социальная функция религиозных сообществ поддерживает те разветвленные сети, которые предлагают голоса, сотрудничество, информацию, необходимые товары и услуги другим. Это частично объясняет сильный гендерный компонент религиозного участия. Те, которые чего-то лишились, имеют возможность обменять социальное и политическое изгнание на членство в уникальном сообществе. Девиз церкви "Посольство Божье" гласит, что она призвана к "спасению и реабилитации личности" через исцеляющую веру и восстановления деятельности духовных заведений с пониманием того, что "есть" и "что должно быть" в жизни верующего. С ликвидацией евангельской традиции в бывшем Советском Союзе, эта церковь связывает источники личностных проблем с социальными проблемами в той мере, что она акцентирует внимание на то, что моральный долг любого верующего – иметь гражданскую позицию, то есть принимать участие в решении социальных и политических вопросов. Таким образом, религия несет ответственность за проблемы личности, изоляцию и бедность, а также общество и восстановление доверия на местном уровне, которое имеет политическое и экономическое влияние.
Религиозные организации едины в отказе от мирских вещей, особенно мирских желания потребления. Члены четко разграничивают между моральным несоответствием мирских людей и искупленной частью верующего сообщества. Евангельские церкви имеют опасения относительно соблазнов, которые возникают из-за большого благосостояния, поэтому осуждают излишества в любых его формах, особенно сексуальную беспорядочность и жажду по потребительскому капитализму. Другими словами, они предлагают переход от экономической несостоятельности к божественным возможностям, выход из приписываемых категорий к переходной модели, ведущей к исцелению и в конечном счете спасению. Сами по себе религиозные сообщества выполняют роль проводника, демонстрирующие различия и зависимость от способности и желания их членов платить десятую часть от дохода. Верующие, такие как Черновецкий, которые желают финансово поддерживать сообщество и его деятельность, получают статус и уважение, которое может или нет проложить им дорогу к другому, большему по масштаб, обществу. Исследование Сашей Голубовой московской синагоги является особенно живой иллюстрацией такой напряженности. Она повествует о том, как жизнь в синагоге изменилась, когда в 1991 году среди ее членов появились серьезные классовые разделения, которые наполовину совпали с этническими противоречиями, создав при этом два источника напряженной ситуации.
Многие исследования отметили большую разницу между бедными и богатыми в отношении религиозной принадлежности, понимания религиозной доктрины и общественной деятельностью. Популярные церкви в Латинской Америке, например, имеют тенденцию к преуменьшению потребления и предпочтению дисциплины, ответственности и доверия. Дэвид Мартин написал, что реакция на американские товары, рекламируемые по телевизору, была приравнена к "моральному хаосу, развалу семьи и жажде к потреблению". Ненасытное желание, вызванное постсовременным рынком, вызывает опасения и осуждения. Религиозные сообщества, которые служат бедным слоям населения, сталкиваются с разрушающим желанием потребителя, утверждая праведность "духовного пути" против материализма и коррупции – желания обладать, которое прослеживается в книгах, календарях, кассетах и других подобных вещах, которые продаются на каждом служении.
В целом, Мартин так же как и Черновецкий, не согласен с тем, что церкви создают "свободное пространство" и "культуру логики", которая имеет огромный, хотя и скрытый, потенциал для демократизации, ожидающей политических условий для своего осуществления. Мартин пишет, что "предел морального контроля, определенный строгими правилами верующей конгрегации и необходимостью предоставить отчет Богу и собратьям, дает возможность верующему контролировать себя, находясь в коррупционном мире, в котором он или она вынуждены зарабатывать на жизнь за пределами корпоративных структур".
На самом деле, в большинстве случаев евангельские церкви предлагают своим членам другую поддержку тем самым, помогая заработать на жизнь и продвигаться по служебной лестнице на основе библейских принципов. Некоторые отдельные молитвенные группы объединяются согласно своим профессиям: музыканты, программисты, журналисты. Члены таких групп встречаются каждую неделю, изучат Библию, обсуждают проблемы, связанные с работой и бизнесом, и предоставляют каждому возможность укрепить взаимосвязи, что является важным ресурсом в предпринимательской деятельности.
Церковь "Посольство Божье" также создала Христианский Бизнес Центр, цель которого продвигать "христианские принципы" как основы для любого бизнеса. Другими словами, религиозное вероисповедание и принадлежность к "Посольству Божьему" играет роль в формировании границ приемлемого и неприемлемого, честного и нечестного, и такие границы потенциально смягчают трудности построения бизнеса в Украине. Они также создают альтернативные способы оценивания материального успеха и социальных иерархий, которые становятся особенно важными в случае неудачи.
Дьяконы, мирские проповедники, а также лидеры-добровольцы играют главную роль в управлении евангельских церквей. Акцент на местное лидерство не только предлагают источник направления и ценности членов, но также делают активными своих прихожан. В свою очередь, активное членство увеличивает количество и виды деятельности, которые церковь может предложить, укрепляя авторитет и пользу от такого членства.
"Посольство Божье" характеризуется предоставлением женщине права занять лидерскую позицию. Два сильных проповедника-женщины, являются помощниками пастора Сандея Аделаджи, каждая из которых руководит своей конгрегацией в тысячи прихожан. Для патриархального общества, которые существует в Украине и которое прослеживается в религиозных заведениях, возвышение большого количества лидеров-женщин является другим главным компонентом, объясняющим феноменальный успех церкви и евангельской направленности в целом.
Вывод
Роль организованной религии как законного статус-кво имеет глубокие корни в этом регионе. Религиозный плюрализм, который институционализирован в Украине, привел к активизации религиозной активности, а также позволил религиозным сообществам, во всех их проявлениях, предложить свое видение желаемого морального устоя. Церкви играют ключевую роль в определении вида обязательств, которые должны иметь друг перед другом, а также, взаимных обязанностей и ожиданий, которые должны быть между государством и его гражданами. Хотя евангелистов часто обвиняют в "политическом квиетизме", на территории Украины они стали гласными участниками в общественном диалоге о нравственности и государственном строе.
Религиозные заведения в Украине играют роль в формировании политических союзов и структур, создавая переходные связи и объединяя политическую деятельность с религиозными принципами. В связи с тем, что символические границы между религией, политикой и нравственностью колебались на протяжении переходного периода, религия одержала вверх над верующими и политиками в том, что она предлагает большой перечень ценностей и практических методов для осуществления общественной деятельности и соответственно, политической.
Очевидные экономические различия остаются не только в бывших социалистических странах, но также и между теми обществами, которые пережили социализм и теми, которые нет. В большинстве случаев, эти различия остаются непонятными и применяются для систематизации неравенства между "новой" и "старой" Европой. Евангельская доктрина обеспечивает институциональную базу, с которой верующие могут выйти из общества, погрязшего в экономическом и политическом хаосе, и стать частью большого и сверхъестественного религиозного сообщества. Таким образом, несмотря на национальное возрождение в религии, государству-нации не нужен первоначальный или логический социально-политический анализ для исследования изменений в странах бывшего Советского Союза. Особенность проживания на смешанной территории как признак личности постепенно исчезает, а связь с культурой, которая зародилась в определенном месте, также слабеет. Религиозные знания как форма культурных знаний дали трещину. Связанные с доктриной, они не зависят от места или какого-то заведения, и как результат они могут быть легко представлены в новом контексте и новом культурном окружении. Это основное движение дает повод задуматься, идет ли речь о религиозной организации из Колорадо с отправной точкой в Украине или же об украинской церкви с отправной точкой в Сакраменто.
Изменения политического управления организованной религии, которые берут свои корни до времен развала Советского Союза и только продолжают расти, заставляют нас усомниться в предыдущих предположениях относительно природы секуляризации общества в бывшем Советском Союзе и нашем понимании идеологических битв, которые здесь происходят. Навязанная секуляризация в бывшем Советском Союзе оказалась, несомненно, эффективнее, чем добровольная секуляризация в странах Западной Европы. Религия вряд ли перестанет играть роль в динамике переходного периода и оказывать влияние на политических личностей. Скорее всего, как показывает расцвет евангельских объединений, особенно в виду отсутствия соответствующих правовых сводов законов, религия будет продолжать действовать на многих уровнях, переплетая между собой местный и трансгосударственный уровни, политическую и культурную сферы. Со времен развала Советского Союза, религиозные заведения и особенно евангельские объединения оказались среди самых приспосабливаемых к изменению личности или группы индивидов в Украине, когда создала уникальную мотивацию изменить и прильнуть к тем, кто обещает реализовать эти желания.