В интервью ТК спецкор газеты "Сегодня" заступился за пастора Сандея Аделаджу и обсудил принципы новой украинской идентичности.
О пасторе Сандее Аделаджа
- Как вы оцениваете уровень осведомленности отечественной прессы в вопросах религии? Наблюдаете ли вы прогресс в качестве материалов на религиозную тематику?
- К сожалению, журналисты, пишущие на религиозные темы, вообще не имеют базовых знаний о религиоведении и истории религии. Ни со светской, ни с конфессиональной точки зрения, они не могут правильно рассмотреть то или иное явление и чаще всего ? пишут со своей колокольни, на уровне каких-то архаичных предрассудков, заимствованных у своих предков.
Если в издании нет грамотного редактора, то добиться того, чтобы материал был адекватным, очень трудно. При этом в нашей прессе большинство материалов религиозно-фанатического характера. Например, эти постоянные статьи о мироточащих иконах, большинство из которых ? просто обман. Что касается религии, есть еще тенденция, особенно в националистической прессе ? оскорбление так называемых нетрадиционных, неправославных конфессий. Пример: злая и достаточно некомпетентная кампания, которая была в свое время развернута против пастора Сандея Аделаджи.
- Вы занимались этой темой? У вас есть основания утверждать, что это была именно продуманная кампания против него?
- Просто Аделадже выдвигали обвинения в том, что он черный пастор, приехавший из Нигерии, и еще что-то смеет здесь проповедовать. А это расизм, оскорбление и невежественная позиция. В отношении духовности я не вижу смысла притеснять в этой стране ни одну из существующих конфессий. Если кто-то кого-либо оскорбляет, я считаю, это нужно пресекать. Что касается финансовых махинаций и афер, которые сейчас инкриминируют Аделадже, это дело правоохранительных органов. Я смотрел материалы, и мы тоже об этом писали. На мой взгляд, там нет однозначно криминальных вещей. Возможно, деятельность отдельных пасторов этой церкви, их общая направленность на финансовое благополучие и т.д. показывают, что не все люди там чисты на руку. Но к чему тут призывы выслать Аделаджу из страны? Человека ведь за волосы никто не тянет, чтобы он отдал свою квартиру.
- Как, по-вашему, свобода вероисповедания должна преломляться в средствах массовой информации?
- Прежде всего, никакое религиозное учение не должно претендовать на то, что оно главное в какой-то стране. Не должно быть необоснованных наездов на те или иные религиозные направления. Например, слово "секта", часто сейчас употребляемое в прессе, вообще не приемлемо с точки зрения современного научного религиоведения. Две тысячи лет назад община, которая ходила за Иисусом Христом, тоже была сектой, а теперь мы ведем летоисчисление от его Рождества. Точно так же нужно быть аккуратными с остальными религиями, потому что через некоторое время христианство может исчезнуть, а они станут доминирующими. Это нормальный исторический процесс.
- На ваш взгляд, насколько современный потребитель масс-медиа нуждается в информации подобного рода?
- С одной стороны, мы говорим о том, что наше общество считается очень верующим. Какие-то соцопросы говорят, что у нас чуть ли не более 90% людей считают себя верующими. Но, по сути, религия и религиозные организации в жизни этой страны не играют вообще никакой роли. Человек приходит в церковь, ставит свечки, а потом выходит и ведет ту же самую жизнь, которую и вел. Берет взятки, дает взятки, не открывает двери тем, кто просится к нему переночевать.
Евгений Ихельзон: "Мы живем в стране, где стыдно сказать, что ты не веришь в Бога"
Источник: telekritika.ua