"Страх Божий" в словаре
1. Общие понятия
События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса. Очень сильный испуг, сильная боязнь. Смущение, испуг, робость, боязливость. Тревожное состояние, испытываемое человеком перед лицом реальной или предполагаемой опасности. В отдельных случаях - сила, парализующая живое естество. Страх является извечным спутником человеческого существования.
2. "Страх" в Библии
2.1. В Библии показаны обычные, подобные нам, люди со всеми слабостями и тревогами:
Псалом 33:5 "Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня";
Матфея 28:4 "устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые";
Иоанна 7:13 "Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев";
Деяния 2:43 "Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме";
1Коринфянам 2:3 "и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете".
Каждый человек имеет основания страшиться враждебных, темных сил, греха, смерти и дьявола: Ефесянам 6:12 "Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов".
2.2. От страха человека может освободить только Тот, Кто могущественнее этих сил, - Иисус. Об этом свидетельствует многократно повторенный Им призыв: "Не бойся!", например, Марка 5:36 "Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй".
3. Страх Божий и любовь Божья
Насколько часто в Библии говорится о даруемой Христом свободе от страха, настолько же часто подчеркивается значение страха перед Богом, где страх и благоговение сливаются воедино: кто страшится Бога, тот благоговеет перед Ним. И наоборот: кто благоговеет пред Богом, тот и страшится Его, проникаясь Его величием и святостью.
Еврейское. слово "йира" означает страх и благоговение пред Богом, но одновременно это и высшая мудрость, и первый шаг на истинном пути, ведущем к спасению:
Иов 28:28 "и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум";
Псалом 110:10 "Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек";
Притчи 1:7; 9:10 "Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. Потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся".
Благочестие ветхозаветных праведников основывалось именно на страхе перед Богом. Подобная позиция находит подтверждение и в Новом Завете, 1Петра 2:17 "Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите".
Ветхозаветному "йира" здесь соответствует греч. глагол "фобейн":
Матфея 10:28 "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне";
Луки 1:50 "и милость Его в роды родов к боящимся Его";
Луки 18:2 "говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился";
Луки 23:40 "Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?";
Деяния 10:2 "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу";
Деяния 13:16 "Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте";
Колоссянам 3:22 "Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога";.
Откровение 11:18 "И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю";
Откровение 14:7 "и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод";
Откровение 15:4 "Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства";
Откровение 19:5 "И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие".
Однако, человек, не испытывающий страха перед Богом, живет лишь земной жизнью, в которой не остается места для общения с Богом. Но в момент, когда прекращается связь с Богом, земная жизнь теряет свой смысл, поскольку Бог - основа жизни:
Колоссянам 1:17 "и Он есть прежде всего, и все Им стоит".
Евреям 1:3 "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте".
Человека, не признающего никакой другой действительности, кроме земной жизни, охватывает более сильный страх - страх перед "небытием". Ему необходимо познать библ. истину, которая гласит: "Бога, Господа твоего, бойся":
Второзаконие 10:12, 20 "Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись";
Матфея 10:28 "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне";
Римлянам 11:20-21 "Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя".
Страх перед Богом - это любовь к Нему в ответ на Его любовь к нам. Любовь к Богу в Новом Завете превосходит (в отличие от Ветхого Завета) страх перед Ним, хотя и здесь присутствует благоговейный страх перед недостижимой Божьей славой и непостижимой Божьей сущностью: Евреям 12:28-29 "Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий".
В Новом Завете говорится о том, что соблюдать заповеди следует не из раболепного страха, а из любви и благоговения: Иоанна 14:15, 23 "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим".
Кто отвечает на Божью любовь смирением, тот поступает по новому закону свободы детей Божьих: Римлянам 8:21 "что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих".
Чем сильнее любовь к Богу, тем слабее ложный, раболепный страх. В подобной любви нет страха: 1Иоанна 4:18 "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви".
Страх Божий - 1Петра 1:17 "И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего" - есть Христианская добродетель, - такое благоговение к беспредельной святости Божией и такое опасение оскорбить Господа нарушением Его святой воли, что невольно развивает в Христианине особенную бдительность, смирение и непрестанную молитву.
Христианин, исполненный страха Божия, всегда благоговеет пред Богом, т.е. почитает гнев Отца Небесного величайшим для себя несчастием, а потому старается, чтобы не прогневить Его. "В любви нет страха, - пишет апостол Иоанн в Евангелие 4:18, - но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви".
По силе этого-то, конечно, совершеннейшего страха Божия, преподобный Антоний Египетский говорил некогда о себе: "Я уже не боюсь Бога. а люблю Его".
Система лидерства, преобразующая духовные принципы для служения людям через познание непреходящих ценностей Царства Божьего:
Ведение
Слава Божья
Призвание
Совет
Семья
Разумение
Любовь
Премудрость
Благодарение
Крепость
Страх Господень.
Сандей Аделаджа
Посольство Божье
К н и г а
в Вашу библиотеку