Лукавство – отсутствие любви к истине.
Если первая реакция человека, когда ему делают замечание – оправдываться, то это отсутствие любви к истине, лукавство. "Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры", Притчи 6:12-14.
Пример: даже убийцы пытаются себя оправдать.
Признаки лукавства: человек "съезжает", юлит, уклоняется, "петляет", выкручивается, не может конкретно и четко ответить: "да" – "да", "нет" - "нет", постоянно дает объяснения.
Праведность – это когда человек признает свою неправоту и кается.
Тогда он совершенный, праведный, тогда он идет дальше. "но да будет слово ваше: да - да; или: нет - нет; а что сверх того, - то от лукавого", Матфея 5:37.
"Самый верный признак истины - простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна", Лев олстой.
Реакция лукавства на замечание: обычно люди хотят побыстрее "замять" вопрос, интенсивно бросая в ответ: реплики, объяснения, вместо того, чтобы быть открытым для замечаний, не сопротивляться, позволить словам углубиться в нашу суть (как колья, которые забиваются).
Причина того, что человек поскорее хочет "замять" неприятный вопрос, заключается в том, что мы хотим избежать боли. Хотя боль имеет ценность, она помогает: вскрыть опухоль, убрать гной и инфекцию, затем залечить рану, запомнить урок надолго.
Когда человек моментально реагирует на любое замечание ответными выпадами, это означает, что он отметает всякую попытку помощи с стороны, процесс "исцеления", убеждая себя и окружающих, что у него уже все хорошо, он уже изменился, исправился, не давая себе возможности углубиться в поднятый вопрос.
Противоположность лукавства
Что является противоположностью лукавства: правдивость , прозрачность - в отношениях, в жизни, не двуличность, быть настоящим – таким, как ты есть.
Пример: что значит быть настоящим? 20 лет назад пастор Сандей на одном из служений выступал в качестве переводчика. Так как он человек экспрессивный, то в процессе перевода он сам смеялся и наслаждался процессом. Один из присутствующих пасторов был очень возмущен таким поведением.
Если человеку хочется смеяться, то почему он должен молчать? Поступая так, он будет лицемером. Лицемерие – это думать одно, а поступать совершено по-другому. Лицемерие - это грех, и поступающие так Царства Божьего не наследуют. Человек должен быть и снаружи таким, какой он внутри. Тот, кто смеется, считая, что это для него нормально, имеет на это право. Тот, кто возмущается, считая, что это не нормально, тоже имеет на это право. Один имеет право смеяться, другой имеет право возмущаться, и один не может остановить другого.
Зависимость от мнения людей уничтожает личность человека
Возмущение второго не должно остановить первого, иначе он его господин, его хозяин, но второй не является Богом первого человека. Если первый человек в это время я скажет: "Ой, возмущаются, надо замолчать!", - то в это время он признает, что он не личность. Таким образом, человек не верен самому себе, он уничтожил свои ценности.
Право возмущаться одного не обладает большим авторитетом, чем право на свободу самовыражения другого. Негативная реакция с чьей-то стороны не должна восприниматься нами как знак остановиться, нужно воспринимать это как личную реакцию человека: я уважаю его точку зрения, но не руководствуюсь ею.
Все люди – разные, поэтому мы все имеем разное восприятие и разные реакции. Всегда интересно знать точку зрения другого человека, но его точка зрения не должна приводить меня в замешательство и заставлять волноваться. Как заметил Оноре де Бальзак, "Там где все горбаты, стройность становится уродством".
Пример: жизнь пастора Сандея. Его жизнь такова: то, что вы видите снаружи, это то, что пастор имеет внутри себя, у него нет секретов . Если пастор приветлив, то это означает, что он искренне рад видеть человека, если он задает вопрос, то это означает, что ему это на самом деле интересно. Пастора приводит в недоумение, когда человек говорит одно, а делает по-другому – это не отражает ценности Царства Божьего.
Причины лукавства
1. Любовь к себе
Если человек, прежде всего, думает, как он выглядит перед людьми, это значит, что он любит себя больше, нежели Бога и Его правду. Человек хочет выглядеть хорошо, особенно в глазах окружающих.
Последствия любви к себе
Мировоззрение такого человека выстроено не вокруг истины, а вокруг себя: эгоцентризм, самолюбие, "я", "моя истина" - "я" до сих пор находится на троне жизни человека, Иисус не является Господом всей его жизни. Такие люди Царства Божьего не наследуют, Небо принадлежит только тем людям, которые живут по истине Божьей.
Если человек больше всего заботится о том, что о нем скажут другие люди, то это лицемерие. Человек пытается оправдать себя, замести следы, скрыть свою вину. Людям стыдно признаться в своей несостоятельности, в том, что они неправы. Если человек имеет в своем сердце какие-либо сокрытые тайны, он ходит в маске, следовательно, строит престол для сатаны, который обязательно придет и будет господствовать над ситуациями, которые сокрыты.
Важно стремиться к свету
"Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны", Иоанна 3:19-21.
То, что мы не выносим на свет, остается во тьме. Это становится причиной осуждения, братоубийства, ненависти, обиды, депрессии, предательства, мести. Если человек дорожит собой и своей репутацией больше чем Богом, то он не может быть учеником Христа: "Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником", Луки 14:33.
2. Чувство страха
Это ложное чувство, которое не отражает реальности. Так живут люди, которые слишком много о себе переживают, думают, фокусируются вместо того, чтобы фокусироваться на Боге и желании угодить Ему.
Формы проявления лукавства
1. Попытки осуждать других.
Это попытки оправдать себя, найти виновных, указывать пальцем на других людей как на причину своих проблем и бед: "Все виноваты, кроме меня!". Чужие недостатки не должны стать объектом нашего внимания. Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты. Нужно разбираться с собой, а не с другими людьми: нужно судить себя, чтобы не быть осужденным Богом: "Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром", 1Коринфянам 11:31-32. Если человек видит сучок в глазе брата своего, то это значит, что у него самого такое внушительное бревно, что лучше заняться им: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего", Матфея 7:3-5, а также Луки 6:41-42.
В чем заключается помощь? В желании помочь вытащить сучок из глаза ближнего, а не в желании обвинить (обвиняет только дьявол). В том, чтобы исправлять с любовью: я хочу помочь человеку, чтобы он больше этого не делал.
Только "просканировав" себя, можно подходить к другому человеку и говорить: "Я знаю, как выйти из этой ситуации". Только в том случае, если человек не послушает, нужно доносить это до церкви, чтобы не поощрять его продолжать совершать грех, но чтобы он понял и был приобретен в вечности: "и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни", Матфея 8:15-17. За осуждением других, стремлением обелить себя стоит попытка скрыть свои несовершенства, чтобы выглядеть человеком с безупречной репутацией. Но "Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри", Зигмунд Фрейд.
Пример: когда какой-либо лидер впадает в грех, его начинают клеймить. На самом деле, на 99% человек другой, он не так плох, как о нем думают. Но это грех самоправедности: все, кто указывают на него пальцем, тоже с чем-то сражаются, на самом деле они такие же как и этот "отъявленный грешник".
2. Самоосуждение – это одна из форм лукавства
Самосожаление убивает всякую плодотворность и стремлении измениться! На самом деле, те, кто "гнобят" себя, не стремится измениться, раз и навсегда избавиться от своих слабостей, а предпочитает оставаться в состоянии жертвы.
Психология жертвы – ависимость. Если человек загнал себя в этот угол, то это уже его среда обитания, место, где ему комфортно находиться. Такой человек перестает развиваться.
Пример: откуда вырастает жалость к себе?
Если родители сюсюкают, слишком жалеют своих детей, то когда такой человек вырастает, он:
-не умеет разбираться с собой жестко,
-ждет ото всех жалости и
-не находя ее, начинает заниматься самоосуждением.
При отсутствии любви к истине саможалость лишит спасения. Для таких людей достаточно будет ничтожного повода, чтобы дьявол зацепил их и увел с пути вечной жизни. Например, пастор, пройдя мимо них, не поздоровался или не улыбнулся, или кто-то с ними поссорится, произошел какой-то скандал.
Помните:
-Тому, кто винит других, предстоит длинная дорога.
-Тот, кто винит себя, уже прошел половину пути.
-Тот, кто не винит никого, дошел до конца.
Пути преодоления лукавства
1. Жить без оправданий
Чтобы освободиться от лукавства, нужно научиться:
-смотреть правде в глаза: "Да, я неправ, я должен измениться!";
-брать ответственность за свою жизнь и за свои поступки на себя;
-не искать для себя оправданий.
Библия учит: "Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя", Притчи.4:24.
2. Уметь сокрушаться
Только смиренному Бог дает благодать, 1Петра 5:5, и через покаяние Он спасает. Если человек правдивый и любит истину, то он засучит рукава и начнет работать над собой. "Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их", Притчи 11:3.
Видео-проект Истина. Сила истины
Почему же Бог допускает лесть, заблуждения и обольщения в церкви?
Сандей Аделаджа
Посольство Божье
К н и г а
в Вашу библиотеку