Вначале хочу поговорить с вами о зле, которое, к сожалению, нередко происходит с верующими людьми – оскорбление Божьей благодати, без которой мы ни Бога бы не познали, ни в святости бы не могли жить.
"...Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: “у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь”. И еще: “Господь будет судить народ Свой”. Евреям 10:25–31. Страшно впасть в руки Бога живого!
Сразу после искреннего покаяния люди обычно становятся восторженными, радостными, счастливыми, благодарными Богу за спасение. Они не просто бегут в церковь – они летят в Божий дом, они не просто читают Библию, а поглощают этот небесный хлеб и всегда готовы молиться – это время благодати.
Благодать – это то, чем мы спасаемся. Написано: “Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар”, Ефесянам 2:8. Благодать – это незаслуженная милость Божья и незаслуженное проявление Божьей любви к нам. За свои грехи мы заслуживали смерть, Бог должен был нас уничтожить, но Он, по великой Своей милости, спас нас и теперь даже не напоминает нам о всех наших постыдных делах. Он Телом Своим вознес наши грехи на крест – понес вместо нас наказание, омыл нас Своей Святой Кровью, чтобы мы жили для праведности: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились", 1Петра 2:24.
Таким образом, суть благодати в том, что вместо суда, осуждения и смерти Бог дает нам жизнь. Действие спасительной благодати – потрясающий, но, к сожалению, кратковременный период (в среднем, около полугода) нашей жизни. После него наступает другой период – период искушений.
Искушение заключается в том, что верующий начинает пренебрегать этой благодатью. В результате многие из тех, кто вчера “горел” для Господа и собирался завоевать для Него весь мир, искренне рассказывал людям об Иисусе, задумывается, идти ли ему сегодня на служение: “Что-то в церкви неинтересно стало…” Если раньше человек всех любил, все ему нравилось, то теперь уже и прославление не то, и лидер не так себя ведет… Мало-помалу человек расслабился так, что доходит до оскорбления Духа благодати, то есть он начинает делать то, что огорчает Иисуса, – возвращается к старым грехам, в которых покаялся и которые Иисус простил ему, омыв Своей Святой Кровью. Таким образом человек пренебрегает жертвой Христа, попирает пролитую за него кровь. Это огорчает Духа благодати и является тягчайшим грехом.
Некоторые верующие заходят в этом так далеко, что становятся отступниками. Я знаю людей, которые так оскорбили Духа благодати, что потом хотели вернуться к Богу, плакали, но уже не могли покаяться, – это страшное проклятие.
Что заставляет людей так грешить, и что служит основанием этого проклятия – оскорбления благодати Божьей? Неблагодарность. Именно неблагодарность является источником поступков, которые оскорбляют Бога, Его благодать. Рассмотрим их.
Во-первых, Духа благодати оскорбляет пренебрежение тем, что Иисус сделал для нас на Голгофском кресте, и тем, что мы имеем во Христе. Неблагодарное сердце – отвратительное сердце: оно не умеет ни ценить, ни почитать, ни любить; это сердце предателя. Таким был Иуда. Иисус любил его, кормил его (и духовной пищей, и физической), а тот пошел и продал Христа за 30 серебряников.
Пренебрежение Божьей милостью приводит к тому, что мы начинаем жаловаться на других. Вместо того чтобы сконцентрироваться на Боге и благодарить Его за прощение, спасение, жизнь вечную, вместо того освящать себя Словом, молитвой, размышлением об истине, Божьих заповедях, неблагодарный человек высматривает изъяны в окружающих.
Первоочередная задача человека на земле – спасти свою душу, а не выйти замуж/жениться, например, или даже спасти сына от наркотиков. Если вы будете спасены, если вы будете искать Божьего Царства, то Бог приложит вам все необходимое, и ваш дом спасется – это Божьи обетования:
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам", Матфея 6:33;
"Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой", Деяния 10:6.
Я лично не могу представить себя и своей жизни без Бога. Как я могу отступить от Него, если Он ради меня пошел на Крест? Его распинали именно за мои грехи, а Он простил, да еще и сделал меня сыном и наследником Своей благодати, дал мне залог Духа Святого, – как же мне уйти от Такого Бога!!!
Неблагодарный человек – страшный человек, способный на всякое зло, способен наплевать на того, кто ему помог, растоптать того, кто ему помог, предать Самого Господа – Того, Кто умер за него, пролил кровь. Неблагодарный человек осуждает Иуду, будучи сам иудой. С такими людьми лучше не иметь никаких отношений, их нужно избегать.
Во-вторых, Духа благодати оскорбляет, когда люди забывают откуда Бог их вытащил – из каких ям, из каких грехов, депрессии и проклятий. Даже если вы согрешали “по мелочам” (маленькая ложь, маленькое осуждение…) – грех есть грех, у Бога нет понятия “маленький грех”. К тому же вы, наверное, не знаете, какое “наследие” оставили вам ваши предки до четвертого колена.
Неблагодарность ведет к тому, что человек оскорбляет Духа благодати.
В-третьих, Духа благодати оскорбляет неправильное отношение верующих к дому Отца - церкви: “Не будем оставлять собрания своего”, Евреям 10:25. Бог находит нас где-то в миру (заметьте, что Он – нас, а не мы – Его!), очищает от грязи, приводит в Свой дом, превратив нас – блудных сыновей – в наследников, а мы после этого говорим: “Зачем мне ходить в церковь?” Это неслыханная неблагодарность. Дорогой друг, Бог долго терпит, но не вечно: рано или поздно Его суд высвободится, но страшно впасть в руки Бога Живого!
Четвертое, чем мы оскорбляем Духа благодати, – когда произвольно грешим: “Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи...”, Евреям 10:26.
Мы живем во плоти и все периодически согрешаем, но слава Господу Иисусу Христу, Который, если мы исповедуем грехи наши, прощает нас и очищает от всякой неправды, потому что Он верный и праведный: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды", 1Иоанна 1:9.
Бывает, что люди повторяют один и тот же грех, но каждый раз искренне каются, страдают, борются с этим грехом, прилагают усилия, умоляют Бога о помощи. Такие люди грешат непроизвольно, и у них есть надежда. Но есть “верующие”, которые грешат сознательно, – они знают, что совершают грех, но все равно грешат и не страдают от этого. Оправдывают себя тем, что в следующий раз грешить не будут. Эти люди привыкли к благодати и пренебрегают ею – оскорбляют Духа благодати.
Страшно, когда у человека нет сожаления о содеянном грехе. Писание говорит, что если при Моисее отвергали закон, то этого уже было достаточно для наказания смертью (прочитайте Послание Евреям, 10 главу). Что же тогда ожидает того, кто попирает Сына Божьего и не почитает за “святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?”, Евреям 10:29. Это – риторический вопрос, так как ниже Бог Сам же и отвечает: “у Меня отмщение, Я воздам" Господь будет судить народ Свой”, Евреям 10:30.
Бог будет судить Свой народ – христиан! Только страх Божий сохранит нас от греха и наказания, только страх Божий способен сохранить нас в чистоте, поэтому им пренебрегать нельзя.
Есть люди, которые говорят, что любят Бога, но при этом совершают отвратительные поступки. Когда же им говорят о страхе Божьем, они выдвигают “теории” о том, что Бога нельзя бояться, потому что “в любви” нет страха, а Бог есть Любовь. Но истина не подстраивается под человеческие выдумки. Имея страх Божий, человек защищен, а потеряв его, человек одновременно теряет почву под ногами. Имея страх Божий, человек защищен, а потеряв его, человек одновременно теряет почву под ногами
Когда человек пренебрегает Божьей благодатью, она перестает действовать в его жизни. Некоторые христиане думают, что благодать только спасает нас, – однако это только первая ее функция, "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков", Титу 2:11.
Никто сам себя спасти не может, каким бы он ни был праведным. Благодать – это Божий дар, благодаря которому мы обретаем спасение (об этом шла речь в начале главы).
Вторая функция благодати – “научающая”. В тех, кто уже спасен, благодать Божья продолжает работать – она учит: "Научающая нас, чтобы мы, отвернувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке...", Титу 2:12
Благодать учит нас жить в святости. Поскольку в этой книге мы задались целью исследовать вопрос великой силы святости, давайте подробней поговорим об этой функции благодати.
Как мы уже говорили, можно быть спасенным, ходить в церковь и при этом жить в грехе. Но Божья благодать учит нас жить по-христиански; она меняет нас в образ Христа – что и является высшей целью верующего. Как получить научающую благодать? Через смирение, не иначе. Чтобы смирить себя, мы, например, молимся. Мирские люди думают, что молитва – это всего лишь религиозный обряд. Но они недооценивают силу и важность молитвы: в ней мы смиряемся перед Богом, общаемся с Отцом, получаем благодать.
В то время, когда я стою на коленях и, признавая свою несостоятельность, говорю: “Господь, я – никто…” – Он берет за меня ответственность и посылает в мою жизнь Свою благодать, чтобы учить меня. Когда я смиряюсь под Божью крепкую руку и говорю: “Господь, я без Тебя ничего не могу”, – этим самым я признаю свою беспомощность и даю Богу знать, что я рассчитываю на Его помощь.
Все, кем вы хотите быть в этой жизни, все, к чему вы сегодня или когда-либо стремились, – может осуществиться, если вы “откроетесь” для Божьей благодати. Она научит вас всему: быть инженером, отличником, миллионером. Благодать научит вас быть первым, а не последним; она выведет вас из любых жизненных ситуаций, какими бы сложными они ни казались. Благодать Божья учит на всяком месте, каждого, кто, сокрушившись, смиренно взирает на небеса, ожидая Божьей помощи.
Но самое главное, чему учит нас Божья благодать, – противостоять греху: “Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие... и благочестиво жили в нынешнем веке”.
Вы уже знаете, что до покаяния я слишком увлекался женщинами. После покаяния я полгода жил, как в раю, – я перестал замечать женщин и считал это своей заслугой. Объяснял это себе тем, что имею большую силу воли. Тогда я и понятия не имел о Божьей благодати, поэтому решил, что поскольку я такой сильный, то никогда не женюсь. Тем временем благодать Божья действовала во мне, как анестезия от греха блуда.
Но прошло полгода, как вдруг я с ужасом обнаружил, что действие анестезии закончилось. Я как будто проснулся: глаза открылись, и я понял, что мне нужно что-то сверх моей силы воли.
Оказывается, какое бы твердое решение человек ни принял, без подкрепления его (решения) благодатью Божьей он упадет лицом в грязь. Когда я понял, что не могу справиться со своим отношением к женщинам, то возопил к Богу: “Господи, я не могу устоять, помоги! Если Ты сейчас ничего не сделаешь – я пропаду. Мне нужна Твоя сверхъестественная помощь”.
Какое бы твердое решение человек ни принял, без подкрепления его (решения) благодатью Божьей он упадет лицом в грязь.
Теперь я понимаю: чтобы принять Божью благодать, надо сокрушиться и признаться Богу в своей беспомощности. После того, как я сделал это, Бог опять дал мне благодать, но уже не спасительную, а научающую: она стала учить меня отвергать грех. И если раньше, после покаяния, я не замечал грех, то теперь благодать меня учила говорить греху “нет”. То есть если раньше я какое-то время не замечал женщин, то на этой стадии я их очень даже хорошо видел. Давление, искушения следовали за мной, но и благодать не оставляла меня: она меня учила, а я должен был задействовать силу воли, чтобы следовать ее указаниям.
Некоторые люди, придя в церковь, полгода не пьют, не курят, потом, после завершения действия анестезии благодати, впадают в искушения да еще и возмущаются: “Я думал, что Бог меня освободил, а Он, оказывается, не сделал этого!”
Бог на самом деле освобождает, делает все, что зависит от Него, но в процессе нашего освобождения от греха есть то, что, кроме нас, никто не может сделать. Нам нужно развивать и укреплять свою волю, чтобы сотрудничать вместе с Богом, Его благодатью и Его Духом, чтобы встретившись лицом к лицу с грехом, победить его; чтобы не упасть в искушение; чтобы помнить о своей зависимости от Бога. И чем больше мы сможем сокрушиться и признаться себе же в своей беспомощности, тем больше мы сможем открыться к тому, чтобы Дух благодати научил нас.
Благодать учит нас брать ответственность за свою жизнь: “Я не буду так жить. Я не буду грешить!” Она не станет навязывать свою силу, а позволит нам принять решение, либо поддаться искушению и согрешить, либо смириться перед Богом, облечься в благодать, приложить максимум усилий со своей стороны и сказать греху твердое “нет!”. Бог уважает наш выбор, каким бы тот ни был. Бог может подсказать нам, как поступить, объяснить, как то или иное сделать, но Он всегда оставляет выбор за нами. И если мы сделаем выбор в пользу благочестия, Бог даст нам благодать. Но заметьте, что благодать должна сочетаться с усилием нашей воли. Без одного из этих двух компонентов невозможно победить грех.
Без благодати мы бессильны, поэтому дорожите ею, не привыкайте к ней, будьте благодарны Богу за нее.
Запомните:
- Без Божьей благодати мы ни Бога бы не познали, ни в святости бы не могли жить.
- Неблагодарность является источником поступков, которые оскорбляют Бога, Его благодать.
- Духа благодати оскорбляет пренебрежение тем, что Иисус сделал для нас на Голгофском кресте, и тем, что мы имеем во Христе.
- Духа благодати оскорбляет, когда люди забывают откуда Бог их вытащил – из каких ям, из каких грехов, депрессии и проклятий.
- Духа благодати оскорбляет неправильное отношение верующих к дому Отца (церкви).
- Мы оскорбляем Духа благодати – когда произвольно грешим.
Сандей Аделаджа
Посольство Божье
К н и г а
в Вашу библиотеку