Опубликовал: Ykoobin   в периоде истории XVI век Н.Э.

В то время как некоторые, подобно Лютеру и Тиндейлу, видели потребность в настолько кардинальных изменениях церкви, что были готовы бросить вызов ее власти, чтобы вернуться к более истинной церкви с более библейской структурой и практикой, другие подошли к этому вопросу с более умеренных позиций, веря в то, что, оставаясь в составе церкви и уделяя внимание только основным положениям в реформе, они более эффективно исполнят свою роль в служении всему Телу Христа. Одним из таких людей был Томас Мор.

Так же, как и Лютер, Мор начал свою карьеру с изучения права. Тем не менее он с самого начала своей учебы надеялся когда-нибудь стать священником и ушел в монастырь вскоре после окончания юридической школы. Однако через четыре года монастырской жизни он оставил монастырь и стал членом английского парламента. После своей остроумной и яркой речи он стал хорошим другом Генриха VIII, Десидерия Эразма и Джона Колета. Благодаря своим отношениям с королем Генрихом VIII он побывал на различных государственных должностях, получив в итоге звание лорда-канцлера Англии.

Томас Мор написал много работ, в которых обсуждались спорные вопросы церковной доктрины и благодаря которым ему дали прозвище “защитник веры”. По этой причине епископ Лондона настойчиво убеждал его выступить с обоснованной критикой работ Лютера и Тиндейла. Мор также был вовлечен в длительную жаркую письменную полемику с Вильямом Тиндейлом по многим аспектам церковной доктрины и церковной власти, в том числе относящимся к официальной английской церкви и государству. В результате этой активности Мор стал весьма популярным в начальном периоде правления короля Генриха VIII.

Тем не менее, когда Генрих решил развестись с Катариной Арагонской, чтобы взять в жены Анну Болейн, Мор внезапно обнаружил, что у него с Тиндейлом намного больше общего, чем он предполагал. И он, и Тиндейл, как и многие другие, выступали против развода короля. Эти события также дали толчок стремлению короля Генриха к разрыву с официальной церковью, которое в конце концов привело к образованию англиканской церкви, руководимой больше королем, чем религиозным лидером, вышедшим из рядов духовенства.

Томас Мор в итоге подал в отставку со своего поста лорда-канцлера, чтобы уйти с арены и отстраниться от государственной и религиозной политики Генриха. Тем не менее король потребовал от Мора (и не только от него) клятвы на верность, которая включала обет признания его не только королем, но и главой англиканской церкви. Поскольку Мор не считал королевскую власть лучшей альтернативой абсолютной власти церковной иерархии, он отказался давать такую клятву и был заключен в лондонскую крепость-тюрьму Тауэр.

Мор был обвинен в государственной измене по причине противодействия переходу церковной власти к королю Генриху VIII, хотя было ясно, что этот переход стал результатом не столько поддержки королем той критики католической церкви, которая проводилась реформаторами, сколько результатом его жажды масти и господства, хотя он и пытался оправдать свои действия, ссылаясь на труды реформаторов, направленные против церковной власти. Мор подвергся судебному разбирательству и был приговорен к смертной казни на основании ложных свидетельств и своего нежелания принести клятву верности королю. В своем последнем слове на суде, которое он произнес после оглашения приговора, он сказал: Мне нечего вам больше сказать, мои господа, кроме того, что я хочу напомнить вам, как когда-то благословенный святой апостол Павел, как мы об этом читаем в Книге Деяний Апостолов, присутствовал на казни, одобряя смерть святого Стефана, и держал одежды тех, которые побивали его камнями, но тем не менее они оба являются святыми и находятся на небесах, где их дружба будет продолжаться вечно. Так и я искренне надеюсь и буду чистосердечно молиться о том, что хотя вы, мои господа, являетесь здесь на земле судьями, вынесшими мне смертный приговор, тем не менее мы после этого встретимся как друзья на небесах и будем вместе наслаждаться нашим непреходящим спасением. И поэтому я желаю, чтобы Всемогущий Бог сохранил и защитил Его Королевское Величество и послал ему хороший совет.

Все церковные деятели, включая недавно назначенною королем Генрихом VIII епископа Лондона Томаса Кранмера, осудили решение и приговор суда.

Когда Мор подошел к подмосткам, на которых его должны были обезглавить, он не терял присутствие духа. Поднимаясь на подмостки, он шутил с офицером, который руководил казнью, и встал перед зрителями без тени раскаяния на своем лице. Когда ему разрешили произнести небольшую речь, он попросил всех присутствующих помолиться за короля, процитировав Псалом 50, и заверил толпу, что он умирает, будучи “хорошим слугой королю, но при этом оставаясь верным своему высшему Господину – Богу”.

После этою он повернулся к палачу и сказал: “Сегодня вы сделаете мне самое большое одолжение, какое только может сделать мне другой смертный человек; соберитесь с духом, приятель, и смело исполняйте ваш долг. Моя шея очень коротка, поэтому, пожалуйста, примите это во внимание, чтобы удар удался”. Палач убил его одним ударом.

Томас Мор был казнен 6 июля 1536 года по приказу человека, которого он изо всех сил защищал в течение всей своей государственной карьеры, и казнь состоялась ровно за три месяца до того, как при сходных обстоятельствах был казнен человек, который был его главным оппонентом, – Вильям Тиндейл.

Божья любовь знает, когда противодействовать и когда утешать, она знает, когда сражаться и когда прощать, и все это благодаря тому, что она следует указаниям своего источника – Святою Духа.

по книге dc Talk "Фанаты Иисуса"
Просмотров 2541