Опубликовал: Ykoobin в периоде истории XVI век Н.Э.
В молодости, с момента вступления в Оксфордский университет в возрасте 16 лет, Джон Фокс зарекомендовал себя настолько талантливым молодым человеком, что в 1539 году был избран стипендиатом Магдалинского колледжа этого университета. Это была честь, которой удостаивались только за выдающиеся таланты. Вскоре о нем заговорили как о поэте и писателе, но Джон мысленно все время обращался к более серьезным – религиозным вопросам и к тем проблемам, которые поднимались в произведениях монаха по имени Мартин Лютер и замученного друга Джона – Вильяма Тиндейла. “Является ли необходимым посредничество священника между Богом и человеком? Имеют ли люди право читать Писание самостоятельно без истолкования его священнослужителем?”
Джон провел тщательное исследование как древней, так и современной ему истории церкви, чтобы разобраться, как решались эти проблемы в разные времена различными богословами. Он изучил многие труды отцов церкви, написанные как на латыни, так и на греческом языке, а также протоколы и постановления церковных соборов, и приобрел весьма профессиональное знание древнееврейского языка, чтобы изучать Писание в оригинале. Для Джона стало обычным делом засиживаться за работой до глубокой ночи или работать всю ночь без сна вообще.
В поисках уединения и покоя он стал ходить в рощу неподалеку от колледжа, где часто вечерами гуляли студенты. Во время этих одиноких прогулок он мог дать волю слезам и вздохам, вознося к Богу свои молитвы и вопросы. Однако кто-то подслушал Джона и донес на него в колледж, поэтому его ночные встречи с Богом дали повод к первым подозрениям в том, что его вера далека от предписаний государственной церкви.
Когда от него потребовали объяснений, Фокс не стал скрывать своих убеждений. После рассмотрения дела руководством колледжа мировоззрение Джона было осуждено, он был изгнан из церковной общины и исключен из колледжа как еретик.
После того как Джон оставил Магдалинский колледж, он нашел работу учителя в доме сэра Томаса Льюси Борвикширского, от которою можно было пешком прогуляться до Стретфорда-на-Эйвоне – места, где спустя несколько лет, в 1584 году, родился Вильям Шекспир. Здесь Джон женился. Но вскоре ему пришлось бежать из этих мест в страхе перед репрессиями местных церковных властей. Хотя Генрих VIII, будучи на то время королем Англии, перестал подчиняться римской церкви по своим соображениям, сформировав англиканскую церковь, которую сам же и возглавил, он не порвал с традициями, на которых держалась римская церковь. Гонения еретиков были все еще обычным делом, хотя обвинения в зтом “грехе” выдвигались чаще с целью уничтожить политических оппонентов, чем против чьих-либо искренних религиозных убеждений. Люди, на которых навесили ярлык “реформаторов”, слыли как опасные разрушители структуры англиканской церкви и королевской власти, и которым нельзя было позволить распространять их “сомнительное” учение. Вскоре Джон узнал, что среди местной церковной иерархии о нем начали говорить как о человеке, с которым следовало бы расправиться, поэтому Джон вместе со своей женой выехал на некоторое время в дом ее родителей, а затем, в последние годы правления короля Генриха VIII, направился в Лондон. Там они, не имея знакомых и не найдя никакой работы, чуть было не умерли с голоду.
Однако однажды, когда измученный голодом Джон сидел в соборе Св.Павла, рядом с ним присел незнакомец, который вежливо с ним поздоровался. Джон его не узнал и даже не успел ответить на доброжелательное приветствие, как незнакомец сунул ему в руки деньги. “Держитесь! – сказал он Джону. – Через пару дней перед вами откроются новые перспективы”. После этого он сразу же удалился. Джон так никогда и не узнал, кто это был.
Через три дня он получил приглашение от герцогини Ричмондской обучать детей графа Соррейского, который вместе со своим отцом, герцогом Норфолкским, был заключен в Тауэр из-за зависти короля Генриха VIII. Эта работа поддерживала Фоксов какое-то время.
В 1547 году Генрих VIII умер и его десятилетний сын, Эдвард IV, занял престол. Короткое правление Эдварда было благоприятным для реформаторов, но через десять лет он умер. После смерти Эдварда самая старшая дочь Генриха (старшая сестра Эдварда) Мария I, стала королевой, и страну снова наводнили идеи и политические доктрины, присущие римской церкви. В последующие пять лет почти триста человек были казнены за “ересь”.
Во время правления Эдварда своими открытыми высказываниями о библейских истинах и праве каждого самостоятельно читать Библию Джон нажил себе немало врагов среди тех, кто все еще тайно поддерживал римскую церковь. Наиболее влиятельным среди них был д-р Гардинер, который, когда к власти пришла Мария I, стал епископом Винчестерским. Томас, герцог Норфолкский, который был одним из учеников Джона Фокса, убедил его остаться в Англии под его защитой, но вскоре стало ясно, что частые визиты епископа и его расспросы о Джоне не сулят ему ничего хорошего, – оставаться дальше в Англии было опасно.
Джон и его жена, которая в это время была беременной, попытались перебраться на Европейский континент по морю, но ужасный шторм вернул их корабль в ту же гавань, которую они покинули полтора дня назад. В то время как их корабль боролся с волнами, дверь только что покинутого Фоксами помещения, была взломана офицером епископа Винчестерского, у которого на руках был ордер на арест Джона. Как только Фокс узнал об этом, он покинул город, а затем незаметно вернулся назад, чтобы уговорить капитана корабля выйти в море, как только переменится ветер, и два дня спустя они благополучно высадились в бельгийском порту Ньюпорт.
Потом Фоксы направились в Басл, где Джон, полный решимости раскрыть все то зло, которое скрывалось за существовавшей в его дни церковной системой, опубликовал “Историю деяний и столпов церкви”, которая в итоге получила известность как “Книга мученников”, написанная Фоксом”.
В 1558 году Мария I, которая за религиозные бойни во время своего правления получила прозвище Кровавая Мэри, умерла, и престол был унаследован ее младшей двоюродной сестрой Елизаветой I. Джон и его семья вернулись в Англию, где он был посвящен в духовный сан англиканской церкви. Тем не менее Фокс не торопился принимать активное участие в делах новой церкви – он был занят уточнением фактов и доработкой историй для своей “Книги мучеников”.
В 1563 году, когда эпидемия черной чумы распространилась по Англии, Джон остался на своем посту (чего нельзя сказать о других, равных ему по общественному положению, которые сбежали из страха перед смертельной опасностью), заботясь о тех, кому неоткуда было ждать помощи, и раздавал деньги бедным.
Для Англии Фокс стал “объединяющий силой”. Насколько известно, Джон старался не обращать внимания на различия в доктринах ив истории различных деноминаций, и старался помочь каждому, кто призывал имя Иисуса. Он использовал свое влияние на королеву Елизавету, чтобы положить конец смертным приговорам за религиозные убеждения, не совпадающие с доктринами официальной церкви. Королева настолько уважала Джона, что, обращаясь к нему, называла его “наш отец Фокс”, и по ее приказу копии “Книги мучеников” были размещены по всех общественных залах, колледжах и часовнях королевства.
Хотя Джон умер в 1587 году, его “Книга мучеников” продолжает оказывать большое влияние на церковь и до настоящего времени. Действительно, до последнего столетия большинство христиан имели копию этой книги, которая хранилась к семьях с таким же почетом, как и семейная Библия.
"..Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем" 2Коринфянам 4:8-10. Павел
по книге dc Talk "Фанаты Иисуса"