Римская империя, Около 297-373 гг.н.э.
Опубликовал: Ykoobin в периоде истории IV век Н.Э.
“Нет, – заявил Афанасий, – Иисус не был иным, чем Отец, Он был от Отца. Суть Христа была такой же, как и суть Отца – вечной и божественной. Он не был сотворен в определенное время – Он всегда был одним целым с Отцом-Создателем”.
Так приблизительно отвечал Афанасий Арию на Первом Соборе церкви перед императором Константином в Нике в 325 г. н. э. Арий и пи последователи провозглашали, что Иисус был сотворен из ничего и что его сущность отличалась от сущности Отца и от сущности Святого Духа. Таким образом, аргументы Ария отрицали Божественность Христа и существование Святой Троицы. Это утверждение угрожало расколоть церковь надвое всего лишь спустя двенадцать лет после того, как христианство стало государственной религией Римской империи. Казалось, что после неудачных попыток остановить христианство снаружи, дьявол теперь пытался разделить его изнутри.
Таким образом, Афанасий, который был в то время секретарем Александра, епископа Александрии, оказался главным оппонентом Ария и ею учения – арианства, также главным защитником Божественности Иисуса. Этой борьбой будет отмечена вся его последующая жизнь.
В итоге большинство из 318 церковных лидеров, которых Константин вызвал в Нику на Никейский Собор, встали на сторону Афанасия, а Арий за свое ложное учение был отлучен от церкви и отправлен в изгнание на Иллирию. Никейское кредо (Символ веры) было принято собранием в качестве основы христианской веры. Хотя истина восторжествовала в Нике, но конфликт был далеко не исчерпан.
После Собора Афанасий возвратился в Александрию и продолжил монашеский образ жизни. Когда Александр умер, Афанасий был избран eго преемником и епископом Александрии. В это время Арий с помощью своего друга Евсебия из Никомедии (который также был первым христианским историком этого периода), имевшим определенное влияние на императора Константина, умолял его о позволении вернуться в Александрию. Он убеждал императора в своем раскаянии и просил восстановить его в церкви. Константин, в надежде на политическое воссоединение расходящихся в своих взглядах церковных групп и их примирение, приказал Афанасию принять Ария обратно в члены церкви. Афанасий отказался, утверждая, что такое воссоединение должно быть инициировано не государством, а церковью. Он не мог назвать своим духовным братом какого-либо приверженца доктрины, “которая выступает против Христа”.
Внезапно против Афанасия были выдвинуты другие обвинения – в жестокости и даже в убийстве. Когда эти обвинения были успешно опровергнуты, Афанасию были выдвинуты новые обвинения в том, что он препятствовал отправке припасов в Константинополь. Хотя для этих обвинений не было убедительных доказательств, ревность Константина к авторитету Афанасия и к городу, церковь которого Афанасий возглавлял, оказалась достаточной причиной для тою, чтобы Афанасий был отправлен в ссылку до конца его, Константина, правления.
Хотя Афанасий добился своего восстановления в руководстве церковью во время правления сына Константина, Константина II, а Арий внезапно умер в 334 г. н. э., битва все еще не была окончена. Из-за продолжающегося влияния последователей Ария Афанасия еще четыре раза отправляли в ссылку, где он и провел, в общей сложности, семнадцать лет из сорока четырех лет своей епископской деятельности. Был случай, когда епископом Александрии вместо Афанасия был назначен один из последователей Ария, а те, которые разделяли взгляды Афанасия на Божественность Иисуса, были подвергнуты гонению.
В 366 г. н. э. Афанасий вернулся в Александрию после своей пятой ссылки и оставался там на свободе уже до конца своей жизни. Пройдя сквозь все эти испытания, он остался непоколебимым в своей вере и защите Божественности Иисуса. Он осуществлял надзор за строительством многих церквей и всегда отстаивал Истину во всех своих делах, даже если для этого было необходимо противостоять губернаторам, императорам или ложным духовным братьям.
по книге dc Talk "Фанаты Иисуса"