В 293 г., когда император Диоклетиан назначил Констанция кесарем Галлии и Британии, сын Констанция Константин находился при дворе Галерия, императора Восточной части империи, фактически как заложник. В 305 г. ему удалось сбежать, и он присоединился к отцу на Западе.

В год, когда Диоклетиан отрекся от римского престола, Галерий, его преемник, избрал Максимиана и Севера кесарями под своим руководством, а Констанций избрал на место кесаря своего сына Константина. Хотя Италия и Африка входили в состав Западной части империи, Констанций отказался от них, так как управление этими территориями имело свои трудности, и управлял только Францией, Испанией и Британией. В результате Италия и Африка оказались под руководством Максимиана на Востоке. Хотя на Востоке гонение на христиан продолжалось еще некоторое время, на Западе, где правили Констанций и Константин, оно было фактически прекращено, так как, будучи заинтересованы в хороших отношениях с населением, они относились ко всем без предубеждения.

Констанций был мирным, заботливым, мягким и снисходительным человеком, который желал делать добро находящимся под его властью. Сирии Младший (424 - 401 гг. до н.э.) однажды сказал: "Тот, кто делает своих друзей богатыми, приобретет сокровище для себя". И Констанций часто говорил, что для него лучше, чтобы его подчиненные были богаты, чем это богатство хранилось бы в его собственной сокровищнице Он любил простую жизнь и предпочитал есть и пить не из искусно сделанной, а из обычной глиняной посуды. Благодаря великолепным человеческим качествам Констанция, во всех провинциях, где он был правителем, царили мир и спокойствие.

В дополнение ко всему вышесказанному утверждается, что Констанций испытывал великую любовь к Слову Божьему и руководствовался в своей жизни Его принципами По этой причине он не участвовал в войнах, которые были несовместимы с христианскими доктринами, отказывался помогать другим правителям, вовлеченным в несправедливые войны, остановил разрушение церквей, приказал обеспечить защиту христиан от любой несправедливости во время гонений. В других регионах империи, однако, гонения продолжались - только Констанций дал христианам свободу.

Однажды Констанций решил проверить, кто из его придворных является благочестивым и искренним христианином. Он призвал всех своих офицеров и слуг и сказал, что только те из них, кто желает принести жертвы бесам, останутся при нем на службе, а отказавшиеся будут изгнаны. Услышав это, присутствующие разделились на две группы и благодаря этому император смог определить, кто постоянен в вере и благочестив. Одни сказали, что добровольно принесут жертву бесам, другие же открыто и смело отказались делать это.

Император строго упрекнул согласившихся принести жертвы, назвал их предателями Бога и недостойными быть его придворными, а затем изгнал. Отказавшимся принести жертвы он сказал, что только они достойны находиться в его присутствии, и назначил их своими советниками и защитниками Констанций даже назвал их своими истинными друзьями, представляющим и для него намного большую ценность, чем все его сокровища.
Констанций умер в 306 г н.э., и армия провозгласила Константина кесарем. Многие христиане верили, что Константин - второй Моисей, которого Господь послал вывести Свой народ из рабства в радостную свободу.

Флавий Валерий Константиний (Константин) родился в 280 г. н.э. в городе Найссус в римской провинции Моэзия, древней области на юго-востоке Европы, где сейчас находится Сербия. Его отец Констанций происходил из знатной римской семьи, мать Елена была дочерью хозяина постоялого двора.

До 312 г Константин был язычником, обращающимся к небесным защитникам за помощью, но не посвящен ни одному из богов. В течение 312 - 324 гг. он узнал об истинном Боге и несколько раз оказывал поддержку некоторым церквам и пресвитерам [епископам]. После поражения его политического оппонента, императора Ликерия, в Кристополисе 18 сентября 324 года Константин открыто исповедал христианство.
Несмотря на то, что Константин был похож на своего отца, он управлял империей, как тиран, с абсолютной властью. Хотя он и приблизил епископов к своему двору и его законы, касающиеся рабов и заключенных, указывали на то, что на него произвело какое-то влияние христианство, тем не менее, он казнил своего старшего сына Криспа и свою вторую жену Фаусту Жизнь Константина, так же, как и многих в его время, представляла собой смесь христианства с язычеством.

Три важных события произошли во время правления Константина: он стал первым христианским императором Рима; сделал христианство государственной религией; и основал город Константинополь, который стал столицей Восточной Римской империи и символом христианского триумфа. Константин умер 22 мая 327 года. Перед смертью он разделил Римскую империю между тремя оставшимися в живых сыновьями.

Вначале, когда Константин стал императором Западной части империи, он столкнулся с тем, что кроме него, есть еще и другие претенденты на трон. Максимиан отказался от престола, и его сын Максентий был избран императором Рима. Так как Италия входила в состав Западной части империи, Максентий назначил самого себя главным императором всей Римской империи. С помощью своих войск он управлял Римом. Римский сената страшился Максентия и боялся противостать ему. Его отец Максимиан, однажды уже бывший императором, при подстрекательстве сената составил заговор, пытаясь взять бразды правления в свои руки. Он уговаривал Диоклегиана присоединиться к нему в этой попытке cвергнуть Максентия, но тот отказался. Солдаты, избравшие Максентия императором, узнали о намерениях Максимиана свергнуть сына с престола и донесли об этом последнему, сказав, что не потерпят таких действий.

Поняв, что он не может пойти против Максентия, Максимиан обратил свой взор на Францию, где правил Константин. Он отправился к Константину, якобы пожаловаться императору на своего сына, но его настоящим намерением было убить Константина и занять его место правителя Западной части империи. Однако и этот план не удался. Константин был женат на дочери Максимиана Фаусте, которая узнала о заговоре отца и сообщила об этом супругу. Максимиан был арестован во время своего бегства из Франции и казнен.

Все это время Максентий с невиданной жестокостью правил в Риме. Он был настолько злобен, что многие считали его за еще одного фараона или Нерона: он казнил большинство знатных аристократов и забрал себе все их богатство. Порой на него находили припадки ярости, и тогда он посылал своих солдат убивать жителей Рима. Воображение Максентия было настолько злым, что он, движимый своей похотью и жестокостью, участвовал во всевозможных актах. Увлекался он и магией и очень часто взывал к демонам о помощи, надеясь получить от них мудрость, чтобы одержать победу в войне, которую, как он верил, Константин готовит против него.

Максентий также пытался быть благодушным к христианам. Надеясь сделать жителей Рима своими друзьями, он приказал прекратить гонения на христиан и отменил свои собственные обвинительные акты против них. Но это длилось недолго, и однажды он снова стал их гонителем.

Устав от кровопролития и тиранической власти Максентия, жители Рима пожаловались Константину. Они умоляли его завоевать и освободить их город и страну от Максентия. Константин выслушал жалобы и выразил свое сочувствие. Он написал Максентию письмо, в котором потребовал прекратить несправедливые и жестокие действия. Письмо не возымело никакого действия, поэтому в 313 г. Константин собрал британскую и французскую армии и приготовился к походу на Рим.

Максентий был предупрежден о приближении армии Константина, но не хотел вступать с ним в открытое сражение, поэтому он спрятал свои гарнизоны вдоль дороги в город, чтобы напасть на армию Константина из засады. Произошло множество мелких схваток, в которых Константин одержал победу.

Будучи еще подвержен влиянию языческих суеверий, Константин знал о возможной колдовской силе Максентия и размышлял над тем, как преодолеть его колдовство. История говорит, что когда Константин был уже недалеко от Рима, он постоянно поглядывал на небо, ожидая получить какое-нибудь знамение. И взглянув в вечерних сумерках на южную часть неба, он увидел яркое сияние в форме креста, на котором была надпись: "In hoc vince", что означало: "Сим победишь". История свидетельствует, что один из офицеров армии Константина, Евсевий Памфилий утверждал, что часто слышал, как Константин рассказывал об этом видении креста и клялся, что тоже видел его и надпись на нем и что это также видели многие воины.

Константин не знал, что означает видение, и спрашивал об этом у многих, но никто не знал ответа. И ночью, утверждается, Христос явился ему во сне, держа в руках тот же крест, и сказал Константину, что если он сделает такой же крест и возьмет его с собой на поле сражения, тогда он одержит победу.

Очень важно обратить внимание на то, что крест был дан Константину не как амулет, имеющий внутри силу для победы, но как напоминание ему и его людям о необходимости искать знания и веру в Того, во имя Которого они будут бороться, для Его славы и для расширения Его Царства.

На следующий день у Константина был готов крест, сделанный из золота и драгоценных камней, чтобы нести его впереди войска. Неся впереди крест, с возрожденной надеждой и верой Константин и его люди поспешили к Риму.

Максентий теперь знал, что ему предстоит встреча с войском Константина в открытом сражении, поэтому двинул свои войска на поле по другую сторону реки Тибр. Он разрушил мост, по которому они прошли, и построил сооружение, внешне походившее на мост, однако это были лишь лодки, покрытые досками. Максентий намеревался обмануть войска Константина, чтобы атаковать их в тот момент, когда они пойдут через мост и он обрушится под ними.

Но произошло то, чего он не планировал, как сказано в Псалмах: "Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя", Псалом 7:15-17.

Когда две армии вступили в битву, воины Максентия не смогли противостать обновленной силе сражающихся под знаменем с крестом, и он и его воины бросились назад в город. В спешке, стараясь избежать еще одной атаки со стороны армии Константина, они хотели перейти по мосту, который сами построили, чтобы заманить в ловушку армию противника, и попали в нее сами. Импровизированный мост обрушился, множество воинов оказалось в реке. Максентий со своей лошадью также оказался в воде, тяжелая броня потащила его на дно, и он утонул. Армия фараона, которая затонула в Красном море, была пророческим образом Максентия и его армии.

Как дети Израиля страдали в Египте в течение 400 лет, так и христиане страдали от гонений, находясь под игом Римской империи в течение 300 лет. Кровь агнца спасла израильтян, когда ангел смерти проходил через Египет, чтобы освободить их от железной хватки фараона, а теперь Крест Агнца Божьего повел армию-освободительницу против последней твердыни римской тирании и освободил Божий народ. Прошло почти 1600 лет и тот же Господь защищал Свой народ.

Константин стал императором всей Римской империи и в 324 г. перенес местопребывание правительства из Рима на Восток. Столицей он избрал древний греческий город Византию в Боспорусе, находившийся на перешейке между Черным и Мраморным морями. С древних времен через него проходил важный торговый путь. Константин расширил и обогатил город. В 330 г. он наименовал его Новым Римом, но все называли его Константинополем, городом Константина.

Константин был первым христианским императором Римской империи, и Константинополь стал столицей христианства на Западе, а Рим руководил хрисшансгвом на Востоке. Западная Римская империя, основанная Константином, просуществовала более чем тысячу лет, на протяжении которых христианство в основном находилось в мире.

Хотя в этот период больше не было всеобщего или систематического гонения на христиан, как во времена римских императоров, в отдельных областях мира христиане все так же были гонимы, как они будут гонимы всегда. Апостол Павел, страдая в темнице в Риме перед тем, как его обезглавили, написал Тимофею: "Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тимофею 3:12). И действительно, в течение тысячи лет всеобщего мира христиане продолжали мученически страдать за свою веру во Христа.

по книге Джона Фокса Книга Мучеников
Просмотров 5300