Сэр Томас Мор, 7 февраля 1478-6 июля 1535, почитаемый в католической церкви как святой Томас Мор , был английским юристом, судьей, социальным философом , писателем, государственным деятелем и известным гуманистом эпохи Возрождения . Он также служил Генриху VIII в качестве лорда-канцлера Англии с октября 1529 года по май 1532 года. Он написал "Утопию" , опубликованную в 1516 году, в которой описывается политическая система воображаемого островного государства. Море выступал против протестантской Реформации, ведя полемику против теологии Мартина Лютера, Хульдриха Цвингли , Джона Кальвина и Уильяма Тиндейла. Мор также выступал против отделения Генриха VIII от католической церкви, отказываясь признать Генриха верховным главой англиканской церкви и аннулировать его брак с Екатериной Арагонской. После отказа принять клятву верховенства он был признан виновным в государственной измене и казнен.
Сообщается, что во время казни он сказал: "Я умру добрым слугой короля и первым Господом". Папа Пий XI канонизировал Мора в 1935 году как мученика. Папа Иоанн Павел II в 2000 году объявил его покровителем государственных и политических деятелей.
Томас Мор родился на Милк-стрит в лондонском Сити 7 февраля 1478 года. Он был сыном сэра Джона Мора, преуспевающего юриста, а затем судьи, и его жены Агнес, урожденной Граунгер. Он был вторым из шести детей. Мор получил образование в школе Святого Антония, которая тогда считалась одной из лучших школ Лондона. С 1490 по 1492 год Мор служил Джону Мортон , архиепископу Кентерберийскому и лорд-канцлеру Англии, домашним пажом. Мортон с энтузиазмом поддерживал "Новое обучение" - стипендию, которая позже была известна как "лондонский гуманизм".
Мор начал учебу в Оксфорде в 1492 году и получил классическое образование, овладел латынью и греческим языком. Мор покинул Оксфорд всего через два года - по настоянию своего отца - чтобы начать юридическое обучение в Лондоне в Нью-Инн. В 1496 году Мор стал студентом Lincoln's Inn, где он оставался до 1502 года, когда его пригласили в коллегию адвокатов.
По словам друга, теолога Дезидерия Эразма из Роттердама, Мор неоднократно всерьез задумывался о том, чтобы бросить свою юридическую карьеру и стать монахом. Между 1503 и 1504 годами Мор жил недалеко от картезианского монастыря за стенами Лондона и участвовал в духовных упражнениях монахов. Хотя он глубоко восхищался их благочестием, Мор в конце концов решил остаться мирянином, баллотировавшись на выборах в парламент в 1504 году и женился в следующем году. Придерживался продолжительных аскетических практик до конца его жизни: ношение рубашки и время от времени бичевание. Традиция Третьего Ордена Святого Франциска почитает Мора как члена этого Ордена в своем календаре святых.
Мор женился на Джейн Кольт в 1505 году. В том же году он арендовал часть дома, известного как Старая Баржа, поблизости была пристань, обслуживающая реку Уолбрук, в Баклерсбери, приход Святого Стефана Уолбрука, Лондон. Восемь лет спустя он занял остальную часть дома и в общей сложности прожил там почти двадцать лет, пока не переехал в Челси в 1525 году. Эразм сообщил, что Мор хотел дать своей молодой жене лучшее образование, чем она ранее получала дома, и обучал ее музыке и литературе. У пары было четверо детей до смерти Джейн в 1511 году: Маргарет, Элизабет, Сисели и Джон. Пойдя "вопреки советам друзей и общепринятым обычаям", в течение тридцати дней Мор женился на одной из многих подходящих женщин среди его широкого круга друзей. Он выбрал Алису Миддлтон, вдову, главой своего дома и заботой о своих маленьких детях. Скорость заключения брака была настолько необычной, что Мору пришлось избавиться от запретов на вступление в брак, которые он легко получил благодаря своей хорошей общественной репутации. У Мора не было детей от второго брака, хотя он воспитывал дочь Алисы от предыдущего брака как свою собственную. Мор также стал опекуном двух молодых девушек, одна из них будет единственным членом его семьи, который станет свидетелем его казни - она умерла в 35-ю годовщину этой казни.
Любящий отец, Мор писал своим детям письма, когда уезжал по юридическим или государственным делам, и поощрял их часто писать ему. Мор настаивал на том, чтобы дать дочерям такое же классическое образование, как и его сын, что было необычным для того времени. Его старшая дочь Маргарет вызвала большое восхищение своей эрудицией, особенно ее беглым владением греческим и латинским языками. Мор рассказал своей дочери о своей гордости своими академическими достижениями в сентябре 1522 года, после того как показал епископу письмо, которое она написала: Когда он увидел по подписи, что это письмо женщины, его удивление заставило его прочитать его с большим нетерпением ... он сказал, что никогда бы не поверил, что это ваша работа, если бы я не уверил его в этом факте, и он начал хвалите его в высшей степени ... за чистоту латинского языка, его правильность, его эрудицию и выражение нежной привязанности.
Решение Мора дать образование своим дочерям стало примером для других благородных семей.
В 1504 году Мор был избран в парламент, чтобы представлять Грейт-Ярмут, а в 1510 году стал представлять Лондон. С 1510 г., где он заработал репутацию честного и эффективного государственного служащего. Мор стал магистром запросов в 1514 году, в том же году, когда он был назначен тайным советником. Мор был посвящен в рыцари и сделаны под казначея казенной палаты в 1521 году. В качестве секретаря и личного советника короля Генриха VIII Мор становился все более влиятельным: приветствовал иностранных дипломатов, составлял официальные документы и выступал в качестве связующего звена между королем и лорд-канцлером Вулси. Позже служил старшим стюардом университетов Оксфорда и Кембриджа. В 1523 году Мор был избран рыцарем графства Миддлсекса, и по рекомендации Палата общин избрала Мора своим спикером. В 1525 году Мор стал канцлером герцогства Ланкастер, с исполнительными и судебными полномочиями на большей части северной Англии.
В 1529 году Мор вступил в должность лорда-канцлера. Он рассылал дела с беспрецедентной скоростью. Он увидел Реформацию как ересь, угрозу единству как церкви, так и общества. Мор верил в теологию, аргументацию и церковные законы церкви и "слышал призыв Лютера уничтожить католическую церковь как призыв к войне". Его первые действия против протестантской Реформации включали предотвращение ввоза лютеранских книг в Англию, слежку и расследование подозреваемых протестантов, особенно издателей, а также аресты любого, кто владеет им, транспортировку или распространение Библии и других материалов протестантской Реформации.
Вдобавок Мор решительно запретил перевод Нового Завета Тиндейлом на английский язык, использовала противоречивые переводы некоторых слов. Мор считал это еретическим и крамольными; например, для греческого "пресвитерос" использовалось слово "старший" и "старейшина", а не "священник", а вместо "церковь" - термин конгрегация.
Именно в это время возникла большая часть его литературной полемики. В течение жизни Мора и после него ходило много сообщений о преследовании протестантских "еретиков" во время его пребывания на посту лорда-канцлера. Популярный английский протестантский историк шестнадцатого века Джон Фокс сыграл важную роль в распространении обвинений в пытках в своей знаменитой Книге мучеников, утверждая, что Мор часто лично прибегал к насилию или насилию. пытки при допросе еретиков. Более поздние авторы цитируют Фокса, повторяя эти утверждения о том, что Мор "привязывал еретиков к дереву в своем саду в Челси и хлестал их", что "он наблюдал, как "новичков" ставили на стойки в Тауэре. и пытали, пока они не признались", и что "он был лично ответственен за сожжение нескольких "братьев" в Смитфилде"».
Сам Мор отрицал эти обвинения: Подобные истории ходили даже при жизни Мора, и он категорически отрицал их. Он признал, что сажал в тюрьму еретиков в своем доме, но он категорически отвергал утверждения о пытках и порке. Вместо этого Мор утверждает в своей "Апологии", 1533 г., что он применял телесные наказания только к двум еретикам: ребенку, которого избили палкой на глазах у его семьи за ересь относительно Евхаристии, и "слабоумному" мужчине, которого бичевали за нарушение молитвы.
Во время канцлера Мора шесть человек были сожжены на костре за ересь, а также Мор оказал влияние на сожжение. Сожжение на костре было стандартным наказанием за ересь, хотя за весь век до возведения Мора канцлером произошло всего тридцать сожжений, и сожжение продолжало использоваться как католиками, так и протестантами во время религиозных потрясений в последующие десятилетия. Но Мор сделал все, что в его силах, чтобы уничтожить протестантских "еретиков". Но современные комментаторы разделяют мнение о религиозных действиях Мора как канцлера. Некоторые биографы относились к кампании Мора против протестантизма относительно терпимо, помещая его действия в беспокойный религиозный климат того времени и угрозу смертельных катастроф, таких как восстание немецких крестьян, в котором Мор обвинил Лютера. Другие были более критичны, полагая, что такие преследования были предательством более ранних гуманистических убеждений Мора, включая его ревностную и хорошо задокументированную защиту истребления протестантов.
Когда конфликт за превосходство между папством и королем достиг своего апогея, Мор продолжал твердо поддерживать превосходство Папы как преемника Петра над превосходством короля Англии. В 1531 году королевским указом потребовали от духовенства принять присягу, признав короля как верховного главы Церкви Англии. Епископы Кентерберийского созыва в 1532 году согласились подписать клятву, но только под угрозой, и только после того, как были добавлены следующие слова: "насколько позволяет закон Христа". Это считалось окончательным представлением духовенства.
Генрих изгнал большинство священнослужителей, поддерживавших позицию папы, с руководящих должностей в церкви. Море продолжал отказываться подписывать Клятву верховенства и не соглашался поддержать аннулирование брака Генриха с Екатериной. Однако он открыто не отвергал действия короля и держал свое мнение в секрете. 16 мая 1532 года Мор ушел с поста канцлера, но остался служить Генриху, несмотря на его отказ. Его решение уйти в отставку было вызвано решением созыва накануне английской церкви, которая находилась под серьезной королевской угрозой.
В 1533 году, больше отказался присутствовать на коронации в Анне Болейн, как королевы Англии. Технически это не было предательством, поскольку Мор написал Генриху, по-видимому, признавая королевское положение Анны и выражая свое желание счастья короля и здоровья новой королевы. Несмотря на это, его отказ присутствовать был широко истолкован как пренебрежение к Анне. Вскоре после этого Мору было предъявлено обвинение в получении взяток, но обвинения пришлось отклонить из-за отсутствия каких-либо доказательств.
В начале 1534 года обвинили Мора в том, что он давал советы и наставления монахине, пророчествовавшей, что король погубил душу и быстро погибнет из-за развода. Мор был вызван перед комитетом Тайного совета, чтобы ответить на эти обвинения в измене, и после его уважительных ответов вопрос, казалось, был снят. 13 апреля 1534 года Мора попросили предстать перед комиссией и присягнуть парламентскому акту о наследовании. Мор принял право парламента объявить Анну Болейн законной королевой Англии, хотя он отказался от "духовной действительности второго брака короля" и, твердо придерживаясь учения о папском превосходстве, упорно отказывался принимать присягу верховенства королевства. В дополнение к отказу поддержать аннулирование или верховенство короля, Мор отказался подписать Клятву о престолонаследии 1534 года, подтверждающую роль Анны как королевы и права их детей на наследование.
Судьба Мора была предрешена. Хотя у него не было споров с основной концепцией наследования, изложенной в Законе, преамбула Клятвы отвергала авторитет Папы. У его врагов было достаточно улик, чтобы король арестовал его по обвинению в измене. Четыре дня спустя Генри заключил Мора в лондонском Тауэре. Там Мор подготовил религиозный диалог утешения против невзгод. Пока Мор находился в заключении в Тауэре, Томас Кромвель несколько раз навещал Мора присягнуть, но он продолжал отказываться.
Обвинения в государственной измене связаны с нарушением Мором статутов о верховенстве короля и, согласно некоторым источникам, включают утверждение, что парламент не имеет права на провозгласить верховенство короля над английской церковью. Независимо от конкретных обвинений, обвинительный акт был связан с нарушением Закона о государственной измене 1534 года, который объявил изменой выступление против верховенства короля:
Присяжным потребовалось всего пятнадцать минут, чтобы признать Мора виновным. После вынесения вердикта присяжных и до вынесения приговора Мор открыто говорил о своей вере в то, что "ни один светский человек не может быть главой духовности", т.е. взять на себя роль Папы. Его приговорили к повешению, обращению и четвертованию (обычное наказание для предателей, не принадлежащих к знати), но король заменил это казнью обезглавливанием. Казнь состоялась 6 июля 1535 года в Тауэр-Хилл. Находясь на эшафоте, он объявил, что умер "добрым слугой царя и первым Божьим".
Его приемная / приемная дочь Маргарет Клемент отдала его безголовый труп для захоронения. Она была единственным членом его семьи, который стал свидетелем его казни. Он был похоронен в лондонском Тауэре, в часовне Святого Петра. Его голова была прикреплена к пике над Лондонским мостом на месяц, по обычному обычаю предателей. Дочь Мора Маргарет позже спасла отрубленную голову. Считается, что он покоится в Roper Vault церкви Святого Данстана в Кентербери , возможно, вместе с останками Маргарет и семьи ее мужа. Некоторые утверждали, что голова похоронена в гробнице, воздвигнутой для Мора в старой церкви Челси.
Папа Лев XIII блаженствовал Томаса Мора, Джона Фишера и 52 других английских мучеников 29 декабря 1886 года.
Папа Пий XI канонизировал Мора и Фишера 19 мая 1935 года, а праздник Мора был установлен как 9 июля.
Папа Иоанн Павел II объявил Мора «небесным покровителем государственных деятелей и политиков».
Мор является покровителем немецкой католической молодежной организации Katholische Junge Gemeinde.
Стойкость и мужество, с которыми Мор поддерживал свои религиозные убеждения, и его достоинство во время заключения, суда и казни во многом способствовали посмертной репутации Мора, особенно среди католиков. Г.К. Честертон, новообращенный католик из англиканской церкви, предсказал, что Мор "может считаться величайшим англичанином или, по крайней мере, величайшим историческим персонажем в английской истории". Джонатан Свифт , англиканец, писал, что Мор был "человеком величайшей добродетели, когда-либо созданной этим королевством. Метафизический поэт Джон Донн, также почитаемый как святой по англикан, был Мору пра-пра-племянником. У сенатора США Юджина Маккарти в офисе был портрет Мора. Римско-католические ученые утверждают, что Мор использовал иронию в Утопии и что он оставался ортодоксальным христианином.
В 1963 году был основан академический журнал Moreana, посвященный анализу Мора и его работ. В 2002 году Мор занял 37-е место в рейтинге 100 величайших британцев, проведенном BBC.
Опубликовано при жизни Мора
Веселая шутка 1516
Утопия 1516
Латинские стихи 1518, 1520
Письмо Бриксию 1520 г.
Ответ Лютеру, 1523 г.
Диалог о ересях 1529, 1530
Мольба душ 1529
Письмо против Фрита 1532
Опровержение ответа Тиндала 1532, 1533
Книги 1–4, Книги 5–9 Извинения 1533
Восстание Салема и Бизнеса 1533 г.
Ответ на отравленную книгу 1533
Опубликовано после смерти Мора
История короля Ричарда III 1513–1518
Четыре последних дела 1522
Диалог утешения против скорби 1534
Трактат о страстях 1534
Трактат о Благословенном Теле 1535 г.
Наставления и молитвы 1535
Де Тристиция Кристи 1535 г. хранится в Real Colegio Seminario del Corpus Christi, Валенсия)
Источник: https://ru.xcv.wiki/wiki/Thomas_More