Эдвард Вайтман, 1580 - 11 04 1612, английский радикальный анабаптист, выступающий за сознательное крещение. казнен в Личфилде по обвинению в ереси. Он был последним человеком, которого сожгли на костре в Англии за ересь.

Эдвард Вайтман, возможно, был ребенком, которого крестил в Хинкли, Лестершир, его отец Джон Вайтман. Он учился в средней школе Бертона и занялся пошивом одежды в семье своей матери. В конце концов, он прошел подмастерье на ткачиха в городе Шрусбери . Он женился на Фрэнсис Дарби из Хинкли в 1593 году и поселился в Бертон-апон-Трент . Помимо своего торгового бизнеса в Бертоне, он также стал священником местной анабаптистской церкви.

Уайтман стал сторонником пуритан и в 1596 году был выбран в качестве одного из руководителей, назначенных для расследования одержимости демонами 13-летнего Томаса Дарлинга. Это говорит о том, что к середине 1590-х годов Вайтман был важным и уважаемым общественным деятелем, принимающим участие во вновь сформированном движении, которое начало господствовать над обществом и политикой Бертона.

Его участие в деле Дарлинга стало поворотным моментом в его жизни, сделав его полностью восприимчивым к возможности непосредственного духовного вмешательства. Дарлинг участвовал в серии "духовных войн'', в которых, как говорили, демонические и ангельские голоса исходили от него: "Поскольку в настоящее время я точно знаю, что во мне есть дух Божий: так же я верю с такой же уверенностью, что в моих диалогах с сатаной, когда я [цитировал] различные места Священного Писания, чтобы противостоять искушениям он напал на меня: во мне был дух Божий, и этим духом противостоял сатане в то время, [цитируя] Священные Писания, чтобы сбить его с толку".

Принятие Вайтманом "ереси" началось с его понимания смертности души , принявшего точку зрения Мартина Лютера "сон души". В одном из своих первых публичных посланий он проповедовал, что "душа человека умирает вместе с телом и не участвует ни в райских радостях, ни в адских муках до общего Судного дня, но отдыхает с телом до тех пор". Между 1603/4 и 1610/11 он стал более активным и громким. Согласно судебным протоколам, он был плодовитым писателем, хотя ни одно из его сочинений до сих пор не найдено. Он привлек внимание местных церковных властей, и был выдан ордер на его арест. Приказ предписывал констеблям Бертона немедленно доставить его к епископу Личфилда Ричарду Нилу для допроса.

Вайтман приступил к составлению сборника своей теологии для предстоящего слушания и защиты. Возможно, думая, что ему, по крайней мере, дадут время, чтобы отстаивать свое дело, он разослал его копии членам духовенства, чтобы заручиться поддержкой. Но затем, возможно, в крайнем случае, он доставил копию королю Якову I, что в конечном итоге решило его судьбу.

Яков I взошел на английский престол в 1603 году, "считая себя компетентным судьей в религиозных вопросах и склонен серьезно относиться к своему титулу "Защитника веры". С 1607 года он вел книжную битву с апологетами римско-католической церкви из-за присяги на верность, как лично, так и побуждая других писать в его защиту. Одной из центральных задач царя было сохранение его католической ортодоксии через его приверженность трем великим вероучениям церкви: Апостольскому, Никейскому и Афанасианскому.

Вайтман был полностью осведомлен о твердо ортодоксальной позиции короля, но он начал борьбу как со своим государством, так и с церковью.

Из немногих сохранившихся фрагментов его защитного трактата он ссылается на доктрину и "ереси николаита» ... больше всего ненавидел и ненавидел самого Бога ... общепринятая вера, содержащаяся в этих трех изобретениях человек, обычно называемый тремя символами веры ... [Апостолами], Никейским и Афанасиевым символом веры, вера которого в течение этих 1600 лет назад преобладала в мире".

Вайтман изолировал себя от всех ортодоксальных групп, ставя под сомнение многие принципы ортодоксальной веры, утверждая, что "крещение младенцев - отвратительный обычай ... практика Таинств в том виде, в котором они сейчас используются в англиканской церкви, являются согласно Христу, его Учреждению ... только таинство крещения должно совершаться в воде для обращенных, достигших достаточного возраста понимания, обращенных из неверности в веру". По-видимому, именно по этим вопросам он так категорически отверг формулы Никейского символа веры 325 г. и последующего "Афанасийского" символа веры 381 г.

Он утверждал, что учение о Троице было полной выдумкой, утверждая, что Христос был всего лишь человеком и просто Существо, а не Бог и человек в одном лице, хотя это не означало, что Христос был человеком, подобным всем другим, но только совершенным человеком без греха.

Король Яков был более чем когда-либо настроен на казнь Вайтмана, поскольку за прошедшие годы он развернул двойную кампанию против ереси внутри страны и за рубежом.

Источник: https://ru.xcv.wiki/wiki/Edward_Wightman
Просмотров 802