Роберт Сэмюэл был священником приходской церкви Ист-Бергхолта в долине Стоур во время правления короля Эдуарда VI , когда священникам разрешалось жениться , и он жил там вместе со своей женой. После воцарения королевы Марии I был издан строгий указ, требующий, чтобы все женатые священники оставили своих жен и вернулись к жизни безбрачия. Жена Роберта Самуэля переехала жить в Ипсвич.
Однако, будучи сторонником реформированной веры, Сэмюэл привлек к себе враждебность яростного антиреформиста Уильяма Фостера из деревни Копдок близ Ипсвича, мирового судьи , которого называют "управляющим и хранителем судов". Когда незадолго до этого доктор Роуленд Тейлор из Хэдли обнаружил римского священника Джона Аверта из Олдхэма , охраняемого вооруженной охраной, фактически проводившего римско-католическую мессу в приходе Тейлора в Хэдли, и выразил протест, именно Фостер был там и немедленно осудил Тейлора как предателя, препятствующего разбирательству королевы. Тейлор был арестован и после заключения в Лондоне и инквизиции перед епископами был сожжен на костре в Олдхэм Коммон в феврале 1555 года. После этого успеха Фостер обратил свое внимание на Сэмюэля.
Арест и тюремное заключение Самуил был отстранен от своего прихода в Бергхолте, но продолжал тайно посещать дома тех из его паствы, которые все еще придерживались реформированных доктрин, так что его влияние продолжало ощущаться. Поэтому за ним были отправлены шпионы, и было решено заманить его в ловушку, пока он навещал жену в Ипсвиче. Ночью большая группа нападавших окружила дом, схватила его и оттащила от плачущей жены, чтобы увести в тюрьму. Сначала он был заключен в городскую тюрьму, которая тогда находилась в пределах Западных ворот города, средневековых ворот внутри земляного вала.
В то время как в Ипсвиче ему помогли две женщины Ипсвича, Агнес Поттен и Джоан Транчфилд. Джон Берд, который был смотрителем тюрьмы, по крайней мере, с 1546 года, примерно в 1556 году был обвинен комиссарами королевы в поощрении протестантов, которые иногда находились под его опекой. Самуил был в компании других узников-единомышленников и "смиренно проводил время среди своих благочестивых братьев, пока ему было позволено оставаться там". Письма к собранию Роберт Самуэль написал два письма христианской общине, призывая своих товарищей по несчастью будь постоянным в повиновении Богу, а не людям. Ибо, хотя они убивают наши греховные тела во имя Божьей истины, тем не менее они не могут этого сделать, кроме как по Божьей милости и доброй воле, к Его похвале и чести, а также к нашей вечной радости и блаженству. Ибо наша кровь, пролитая за Евангелие, будет проповедовать его с большим плодами и большим успехом, чем наши уста, жизни и писания, как и кровь Авеля , Стефана и многих других.
Затем Самуэля перевели в Норидж , в тюрьму , находившуюся тогда в Норвичском замке , для инквизиции епископом доктором Хоптоном, который «вернул» нескольких еретиков. Его подвергали жестоким пыткам, будучи «прикованным цепью к большому столбу в таком виде, что, стоя только на цыпочках, он был готов выдержать все равновесие или вес своего тела». При этом его ежедневно кормили всего двумя-тремя полными рта хлеба и тремя ложками воды. Возможно, в результате этого голодания и мучений, через два или три дня "он заснул как бы наполовину в дремоте, и в это время перед ним, казалось, стоял одетый в белое, который утешал его. Его словами: "Самуил, Самуил! ободрись и возьми себя в сердце, ибо после этого дня ты никогда не будешь ни голоден, ни жаждешь". Что и произошло соответственно, ибо он снова не чувствовал ни голода, ни жажды, пока его не уводили на сожжение. Он сказал своим друзьям, что получил от Христа много других подобных утешений, но не будет относиться к ним из скромности. Ему служили ангелы, и была форма какого-то Иного, которая осветила мрак темницы. Он рассказал своим друзьям сон, который позже истолковал как вещий. Казалось, он видел три отдельные лестницы, возведенные в небеса, одна из которых длиннее других, но все они со временем соединяются и становятся одной.
На следующий день после казни Агнес Поттен и Джоан Транчфилд , две женщины из Ипсвича, которые помогли ему, были арестованы, а затем сожжены.
Среди различных сочинений, оставленных Самуилом, есть "Исповедание веры", в котором говорится о его мнении о высшем мистическом значении Святого Причастия. Однако даже этого было недостаточно для инквизиторов:
"Как только я слышу эти самые приятные и небесные слова, сказанные и произнесенные устами служителя: "Это Мое Тело, данное для вас", когда я слышу (говорю) эту небесную гармонию безошибочных обещаний Бога и Я не смотрю на истину и не вижу хлеба и вина; ибо я принимаю и верю словам просто и ясно, как Христос сказал их. Услышав эти слова, мои чувства будут поглощены и полностью исключены, потому что вера всецело занимает место и не плоть и не плотские фантазии о нашей грубой плоти и неуважительной еде, подобной нашей телесной пище, которая не приносит никакой пользы, как свидетельствует Христос, но с печальной и израненной совестью, с голодной и жаждущей душой, и чистый и верный ум, полностью обнимай, созерцай, питайся и смотри на это славнейшее тело Христа на Небесах одесную Бога Отца, самого Бога и самого Человека, который был распят и убит, и Его кровь пролилась за наши грехи, теперь ходатайствуя, о предлагая и отдавая Его святое тело за меня, за мое тело, за мой выкуп, за мою полную цену и удовлетворение, который есть мой Христос и все, что у Него когда-либо было, и этим духовным и верным вкушением этого живого и небесного хлеба я ощутить сладчайший сок и вкус плодов, благ и невыразимых радостей смерти и страстей Христовых, полностью переваренных в моей душе. Ибо мой разум успокоен от всех мирских невзгод, потрясений и бед, моя совесть умиротворена от греха, смерти, ада и проклятия; моя душа полна, и даже достаточно, и больше не будет; ибо все есть утрата, мерзкий навоз и шлак, суетная суетность, ради превосходного знания Иисуса Христа, Господа моего и Спасителя.
Таким образом, теперь плоть Христа действительно является моей пищей, и Его кровь, воистину, моим напитком, и я стал плотью от Его плоти и костью от Его костей. Теперь я живу, но не я, но живет во мне Христос. Да, я живу в Нем, и Он во мне, потому что через веру во Христа и ради Христа мы едины, то есть единого согласия, разума и общения с Отцом, Сыном и Святым Духом. В этом я уверен и полностью убежден, и на этом камне я построил по милости Божьей свое жилище и место отдыха для тела и души, жизни и смерти. И таким образом я передаю свое дело под руководством Христа, праведного и справедливого Судьи, Который в другой день рассудит эти споры и разногласия, которого я смиренно прошу бросить Своими нежными и милосердными взорами на страдающие и разоренные церкви, и вскоре низвести их в благочестивое и вечное согласие".
Исполнение Роберт Сэмюэл умер, сожженный на костре в качестве судебной казни, публично в Ипсвиче 31 августа 1555 года. Вероятно, это было на Корн-Хилл в центре города, хотя этот факт точно не зафиксирован. Сообщалось, что его привязали к столбу и заставили стоять на цыпочках в течение нескольких дней, прежде чем, наконец, подожгли. Присутствовавшие на казни заявили, что им казалось, что его горящее тело сияло «ярким и белым, как свежеиспеченное серебро». Две женщины, которые помогали ему, были арестованы 1 сентября и заключены в тюрьму до их сожжения в Ипсвиче 19. 02. 1556г.
Источник: ru.other.wiki/wiki/Robert_Samuel