Энн Askew. урожденная Ayscough, Ascue; в замужестве Энн Кайм - жена мастера Томаса Кайма, фермера и землевладельца Фрискни , Линкольншир. Английский писатель, поэт, и протестантский мученик. Осуждена как еретик в Англии во время правления Генриха VIII в Англии. Наряду с Маргарет Чейн, женой сэра Джона Балмера, которую так же пытали и казнили после паломничества в 1537 году, она - единственная известная женщина, которая, как известно, подвергалась пыткам в лондонском Тауэре и сожжена на костре. Она также является одной из первых известных женщин-поэтов, сочинявших произведения на английском языке, и первой англичанкой, потребовавшей развода.
Энн Аскью родилась в 1521 году в Линкольншире, Англия. Ее отцом был сэр Уильям Аскью, богатый землевладелец. Уильям был джентльменом в суде короля Генриха VIII, а также присяжным заседателем в суде над сообвиняемой Анной Болейн. Ее матерью была Элизабет Ротессли из Рединга, Беркшир. Аскью была четвертой из их пятерых детей, среди которых были ее братья Фрэнсис и Эдвард, а также сестры Марта и Джейн. У нее также было два сводных брата, Кристофер и Томас, от второй жены ее отца.
Аскью была набожной протестанткой, изучавшей Библию и заучивая стихи, и оставалась верной своей вере на протяжении всей своей жизни. Ее муж был католиком. У Аскью было двое детей, но муж выгнал ее за то, что она протестантка. После этого Энн переехала в Лондон. Здесь она познакомилась с другими протестантами, изучала Библию. Она придерживалась своей девичьей фамилии, а не имени мужа. Находясь в Лондоне, она продолжала быть "евангелистом" или проповедником для всех.
В марте 1545 года Энн Аскью арестовали, вернули в Линкольншир, Но она сбежала и вернулась в Лондон, чтобы продолжить проповедовать. В начале 1546 года ее снова арестовали, но отпустили. В мае 1546 года она была снова арестована и подвергнута пыткам в лондонском Тауэре. Она - единственная женщина, подвергавшаяся там пыткам, кроме Маргарет Чейн, жены сэра Джона Балмера. Ей было приказано назвать единомышленниц, но она отказалась отречься от своих убеждений.
Преобладающая религиозная культура времен Анны с подозрением относилась к "простому разговору", как к тактике, используемой дьяволом для распространения ереси: Инквизиторы увидели в Анне особенно угрожающий пример такой откровенной речи, ее быстрые ответы демонстрируют мастерство библейского языка, не уступающее собственно инквизиторам. На вопрос епископа Эдмунда Боннера, который неоднократно приказывал ей "излагать все, что отягощало [ее] совесть", она ответила на неприукрашенном языке, смешанном с библейскими учениями: "Бог дал мне сокровище знания, но не слов. И Саломон говорит, что немногословная женщина - благословение Божье". Ее ответы привели в ярость инквизиторов, которые обнаружили, что не могут добиться от нее ответов, которые они хотели услышать. Столкнувшись с нарастающим гневом, она повторила только, что верит, "как учит Священное Писание", дав понять, что она не будет мириться с авторитетами, не относящимися к Священным Писаниям. Особый интерес для вопрошавших вызвали отношения Анны со Святым Духом.
Во время пыток Энн разошлись ее конечности настолько, что плечи и бедра были вырваны из суставов, а локти и колени вывихнуты. Крики Аскью были слышны в саду рядом с Белой башней, где гуляли взрослые с детьми. Аскью не назвала имен, и ее испытание закончилось…
Энн Аскью была сожжена на костре в Смитфилде, Лондон, в возрасте 25 лет, 16 июля 1546 года вместе с Джоном Ласселлесом, Николасом Беленяном и Джоном Адамсом. Ее отнесли на казнь на стуле в одной рубашке, так как она не могла ходить, и каждое движение причиняло ей сильную боль. Ее перетащили со стула на столб, к которому было прикреплено маленькое сиденье, на котором она села верхом. Цепи крепко связывали ее тело с колом в лодыжках, коленях, талии, груди и шее. Те, кто видел ее казнь, были впечатлены ее храбростью и сообщили, что она не кричала, пока пламя не достигло ее груди. Перед смертью заключенным был предоставлен последний шанс на помилование. Епископ Шакстон поднялся на кафедру и начал проповедовать им. Однако его слова были напрасны. Аскью внимательно слушал его выступление. Когда он говорил что-то, что она считала правдой, она вслух выражала согласие; но когда он сказал что-то противоречащее тому, что, по ее мнению, сказано в Писании, она воскликнула: "Там он скучает и говорит без книги".
Аскью - женщина, которую помнят за то, что она выступала против угнетения церкви. Она была образованной женщиной, которая активно боролась и бросала вызов мужскому контролю. Она хранила молчание, не отказывалась от своих союзников и оставалась верной своей вере. Автобиографические и опубликованные "Экзамены" Анны Аскью описывают ее преследования и предлагают уникальный взгляд на женственность, религию и веру шестнадцатого века. Ее произведения революционны, потому что они полностью отличаются от нашего представления о "тюдоровских женщин-мучеников". Ее религиозные убеждения выделяли ее в Англии как набожную протестантскую женщину. Хотя ее экзамены - это редкий отчет о ее опыте жизни в Англии времен Тюдоров, они также показывают ее уникальное положение в этом мире как образованной женщины. Она не только могла записывать свои переживания, но и могла переписываться с избранными учеными людьми того времени, такими как Джон Ласселлес и доктор Эдвард Кроум, которые также были арестованы за ересь.
"Экзамены Аскью" несовершенны и были изменены Джоном Бейлом и Джоном Фоксом, но если читать так, как они были изначально задуманы, то сочинение Энн Аскью является одним из самых важных автобиографических отчетов о религиозных беспорядках 16-го века, которые мы имеем на сегодняшний день, и свидетельство ее ума и выдающейся храбрости.
Источник: ru.qaz.wiki/wiki/Anne_Askew